Как настроить фрикцион на катушке

Настройка и регулировка

Система стравливания лески призвана создавать определенное усилие при стравливании лески. Необходимо настраивать её таким образом, чтобы избежать обрыва снасти.

Правильно настроенная система тормозного стравливания поможет в борьбе за улов:

  1. Для начала стоит привязать основную леску к дереву или любому стационарному предмету.
  2. Натягивая удилищем основную леску стоит регулировать винт фрикционного тормоза.
  3. Идеальным будет соотношение, когда ваша система торможения лески начнет срабатывать на 1 килограмм меньше, чем разрывная нагрузка основного шнура.
  4. Опытные рыболовы для этого используют безмен. Сначала им проверяют фактическую разрывную нагрузку лески, а потом подстраивают фрикцион на меньшее усилие.

Не стоит настраивать стравливание прямым натяжением лески от катушки без использования удилища. Во время вываживания часть нагрузки ложится на сам бланк. Тем самым такая регулировка будет не вполне достоверной.

И все же какими бы чертами не обладали те или иные катушки, выбор остается всегда за вами.

orybalke.com

Для чего нужна настройка фрикциона катушки

При правильно отрегулированном фрикционе, поломка снасти или обрыв лески от сильного и резкого рывка рыбы – исключена. При каждом рывке рыбы, фрикцион спускает необходимое количество лески, исключая слабину и тем самым гасит все усилия рыбы, изматывая её и снижая нагрузку на снасть. Остаться без рыбы вы можете только из – за поломки крючка или схода рыбы при долгом вываживании. Поэтому оснащайте наживки либо проверенными вами крючками или покупайте фирменные, чтобы исключить разочарование.

Очень часто мы слышим рассказы типа:

«Щука была настолько большой и сильной, что при резком рывке оборвала мне леску диаметром 0,3». Вывод напрашивается сам собой, либо леска была старой, либо не отрегулированный фрикцион. Когда же задаёшь собеседнику вопрос: «Тормоз на катушке правильно отрегулирован?». Ответ: «Какой тормоз?» или «Я им не пользуюсь, не умею». Очень часто слышу критику катушки, которая прослужила мне верой и правдой два сезона и служит, по сей день, а у других сразу же сломалась. Как правило, фрикцион на их катушках оказывается, полностью затянут.

Для чего нужен байтраннер

Применение байтраннера на катушке для многих рыболовов – дело новое и непривычное. Механизм служит для отключения фрикционного тормоза, то есть в критической ситуации достаточно повернуть рычаг, и леса начнет свободно сходить со шпули. Мы писали об этом в статье «Как отрегулировать безынерционную катушку во время рыбалки».

Система не только добавляет комфорт при ловле, но и является защитой от падения удилища в водоем при поклевке очень крупных экземпляров. Для этого необходимо произвести настройку системы, забросить снасть, выставить бланк на подставки и включить байтраннер.

Даже вдруг рыбина с усилием рванет снасть при поклевке, удилище останется на месте. Перед тем, как ее подсечь, механизм необходимо выключить, в этом случае в работу включится фрикционный тормоз. Рассмотрим плюсы этого механизма.

  • безынерционки с байтраннером считаются универсальными, так как применимы с фидерами, карповыми бланками и тяжелыми спиннингами;
  • имеют хорошие фрикционные тормоза с достаточным спектром настроек;
  • катушки располагают легким ходом;
  • рычаги и переключатели надежно фиксируются;
  • отсутствуют люфты;
  • изготовлены из хорошего пластика.

Правда, не обошлось и без недостатков: высокая стоимость, большой вес, пластиковый корпус. Байтраннер выполнен в виде рычага, который при включении задействует вспомогательный тормозной механизм. Главное, выбрать правильный режим включения устройства.

Байтраннер настраивают чуть мягче по сравнению с фрикционным тормозом, чтобы моментально спустить лесу при подмотке. Однако если сделать с точностью наоборот, система не сработает, так как леса будет спускаться за счет фрикциона. Если он расположен в передней зоне корпуса катушки, то степень нагрузки надобно настроить байтраннером.

Фрикционный тормоз — это одна из самых важных частей любой безынерционной спиннинговой или фидерной катушки. Служит фрикцион для того, чтобы самопроизвольно начать спускать леску с катушки при очень сильном сопротивлении рыбы.

Допустим вы ловите рыбу монолеской 0.15 диаметра. А вам на спиннербейт сел огромный жерех весом в 4.5 кг. Скажем прямо, без фрикционного тормоза шансов вытащить такую крупную рыбу, которая способа делать сильные рывки и уходить на глубину — не много. Если бы фрикциона не было — рыба просто бы растянула вашу леску и порвала ее, никакие ваши гасящие движения спиннингом не помогли бы, ведь леска слишком тонка для такой крупной рыбы.

Тут на помощь приходит фрикцион, который вручную настраивается на определенную нагрузку. Если рыба начинает тянуть леску слишком сильно — она начинает стравливаться со шпули. Рыба при этом ощущает сопротивление и тратит силы на то, чтобы попытаться уйти. А в моменты когда рыба ослабевает — вы спокойной можете подматывать ручку катушки и следовательно приближать добычу к лодке или к берегу.

Характеристики катушки

При покупке следует обращать внимание на следующие технические характеристики катушки для спиннинга:

  • размер шпули;
  • скорость вращения ротора;
  • вес.

Катушка для спиннинга устроена следующим образом:

  • рукоять;
  • антиреверс;
  • шпуля;
  • фрикцион (тормоз);
  • лесоукладыватель (держатель лески).

Скорость и механизм работы ротора

Катушка оснащена ротором. Его механизм вращения состоит из 2 элементов:

  • Устройства подачи шпули.
  • Главной пары (передает вращение от ручки на ротор).

В роторе есть следующие детали:

  • Ведомая шестеренка.
  • Ведущее колесо.

На колесном валу имеется 4-гранное отверстие для рукояти катушки. При вращении ручки крутится и ведущее колесо. В итоге ведомая шестеренка вращает ротор.

Главная пара представляет собой редуктор с передаточным числом (так, 4,6:1, 6,5:1 и др.). Соотношение первого и второго числа — это отношение числа зубцов ведомой шестерни к количеству зубьев ведущей.

Механизмы катушки безынерционные

Чем мощнее ротор, тем больше диаметр шестерни в редукторе (главной паре).

Устройство подачи шпули — это каретка и иные элементы, периодически возвращающиеся в исходное положение. Существуют 2 типа устройства:

  • Кривошипная шестерня-кулиса.
  • Винтовая подача (уменьшает люфты).

Устройство с кривошипной кулисой имеет следующие детали:

  • малая шестеренка (на колесном валу);
  • шестерня-«паразитка»;
  • каретка + направляющие;
  • шток.

Вращение от рукоятки сначала передается на малую шестеренку, а затем на «паразитку». В итоге шестерня двигает каретку.

Рукоять

Ручка вращает механизм катушки для спиннинга. Однако иногда приходится ее переставлять в удобное положение (под правую или под левую руку).

Рукоять катушки для спиннинга

Чтобы переставить ручку, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Снять гайку на фрикцион и шпулю (или нажать на кнопку фиксатора).
  2. Снять шайбы. Причем нужно снимать и шестеренки, расположенные под шпулей.
  3. Отвинтить ручку.
  4. Выполнить перестановку рукоятки. Причем ручку нужно переставить на противоположную сторону корпуса катушки.
  5. Вкрутить винт в отверстие.
  6. Надеть шайбы и шестеренки, расположенные под шпулей.
  7. Надеть гайку на фрикцион и шпулю (или установить обратно фиксатор с кнопкой).

Скоростные катушки для рыбалки оснащены двойной ручкой. У них бывает и одна рукоять с компенсатором. Компенсаторное устройство предотвращает вибрацию, появляющуюся из-за несбалансированности ручки для катушки спиннинга.

Антиреверс

Под обратным ходом катушки на спиннинг понимается вращение ручки и ротора, которое направлено в сторону намотки лесы на шпулю. Обгонная муфта отвечает за блокировку движения рукоятки «на себя». Таким образом, во время рыбалки антиреверс не позволяет ротору провернуться в обратную сторону, а лесе — «завязнуть» и образовать ненужные узлы.

Антиреверс устанавливается внутрь катушки. Снаружи ее корпуса установлен рычаг, отключающий стопор обратного вращения или проводящий его в действие.

Современные катушки оснащены мгновенным антиреверсом.  Он идеально подходит и при применении плетеной малорастяжимой лесы.

Фрикцион

Фрикцион настраивает силу натяжения, необходимую для стягивания лесы со шпули. В итоге он снижает силу удара и уменьшает рывки как при вываживании, так и при подсечке.

Также фрикцион страхует удилище от сильных нагрузок. Таким образом предотвращается поломка удочки и обрыв лесы.

Фрикцион катушки для спиннинга

При регулировке фрикциона силу торможения нужно настроить таким образом, чтобы она была на 1/3 меньше силы натяжения применяемой лески. Так, на рыбалке применяется леса с разрывной нагрузкой в 6,0 кг. В итоге фрикцион должен давать такое усилие, при котором отпускается (стравливается) леска в 4,0 кг.

В итоге продлевается срок эксплуатации удилища. Ведь после регулировки фрикциона удочка подвергается меньшей нагрузке.

Для успешной настройки фрикциона нужно привести рыболовную снасть в рабочее состояние. Алгоритм действий выглядит таким образом:

  1. На лесу надевается крючок приманки.
  2. Леска цепляется за дерево.
  3. При отдалении от дерева принимается положение, как при вываживании.
  4. Удочка сгибается, а леса — максимально натягивается.
  5. Фрикцион отпускается до трещотки.

Регулировка фрикциона успешно завершена.

Размеры шпули

Еще одним немаловажным параметром катушки для спиннинга является размер шпули. Каждая цифра показателя удочки представляет собой произведение длины лесы на ее диаметр. Таким образом определяется вместительность шпули.

Для ловли маленьких рыбок подходят шпули до 2500 (с тестом до 5-20, 7-21 и 5-25 г). Для рыб среднего размера применяются изделия от 2500 до 3500 (макс).  Для ловли крупных рыб используются шпули 4000 и выше.

Настройка фрикциона безынерционной катушки “под максимум”

Мы уже говорили о затяжке фрикциона «под максимум», когда тормоз устанавливают по ощущению на “докритическое” значение. Это значение напрямую связано в основном с прочностью и лески, и отчасти удилища – поэтому превышать его нельзя. А вот сделать меньше – можно, а иногда и нужно. Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, посмотрим, на что и как влияет затяжка тормоза.

Для начала вспомним, что фрикционный тормоз – это автоматическая система безопасности нашей снасти. Иногда даже при внеплановых экстремальных нагрузках – например, зацеп за кусты при резком забросе – сработавший фрикцион поможет избежать поломки удилища или катушки. Поэтому некоторые фирмы специально делают так, чтобы этот механизм не затягивался до конца – «на всякий пожарный».

Как настроить фрикционный тормоз и байтраннер

Второй момент при вываживании рыбы – правильно отрегулированный фрикционный тормоз, который в немалой степени влияет на конечный результат борьбы. При этом нет единого стандарта для степени затягивания фрикциона. Одни ловят с полностью затянутым тормозом, ослабляя его лишь в момент вываживания крупной рыбы, другие, наоборот, держат ослабленным.

Третий вариант работы фрикциона – производить регулировку в зависимости от степени разрыва лесы. Каждый рыболовов прав по-своему, однако при этом не стоит забывать об условиях лова – ведется ли ужение тяжелыми приманками или легким пикером.

Что такое фрикцион

Разностороннее расположение тормоза ни в коей мере не оказывает влияния на его принцип срабатывания. Особенно актуален он во время вываживания трофейных экземпляров, когда при сильных рывках леса стравливается с катушки. При правильной настройке это позволяет применять лесу более тонкого диаметра.

  • Катушка с передним фрикционом. Считается наиболее чувствительной, способной реагировать на незначительное сопротивление лесы. Имеется пара недостатков, например, его не совсем удобно настроить в процессе вываживания из-за лесы, которая идет от лесоукладывателя до пропускного кольца. Вторая проблема – не так комфортно менять шпулю.
  • Катушка с задним фрикционом. Восприимчивость ее несколько ниже, поэтому катушку используют для мощных снастей, таких, как фидер, троллинг. Достаточно удобно вести регулировку прямо во время вываживания.

Как настроить тормоз

Можно констатировать факт, что отнюдь не все рыболовы настраивают фрикцион. Кто-то не умеет, другие не хотят. Однако есть еще один фактор – использование китайских катушек с низкопробным механизмом торможения. В принципе, ничего сложного в регулировке нет.

Леса, скользящая через кольца под прямым углом к удилищу требует значительно больших усилий. Поэтому настройка и должна происходить именно при подобных условиях. Лучше всего привязать конец оснастки к неподвижному предмету и отрегулировать фрикционный тормоз так, чтобы он начинал срабатывать примерно при 80 процентах усилий от разрывной способности лесы.

Стоит помнить, что существуют катушки, снабженные байтраннером, что переводится как «бегущая насадка». Эта система предназначена для моментального сбрасывания лесы во время поклевки. Ознакомиться с этим можно в статье «Фидерная ловля: снасти бюджетные, улов трофейный».

Он удобен при следующих случаях:

  • для исследования рельефа водоема с помощью маркерного поплавка;
  • для установки удилища на подставку, чтобы при поклевках вершинка не гнулась, а леса сматывалась за счет спущенного байтраннера.

Использовать байтраннер несложно: после заброса снасти и установки удилища на подставку механизм ставится в рабочее положение

Правда, сначала важно настроить фрикционный тормоз. В момент подсечки байтраннер выключается после оборота шпули

Регулировка с помощью шайб

Но, не тех, что мы используем с болтами и гайками, но очень похожих. Исходя из сказанного выше, наша задача — получить обратный конус. С которым меньше всего будет петель и «бород», в большинстве случаев не будет и вовсе.

Суть регулировки с помощью шайб, в сущности, очень проста:

  1. Берем катушку и выполняем стандартную процедуру намотки плетенки на шпулю.
  2. Смотрим на полученный профиль намотки. Если у нас после намотки получился легкий обратный конус, то оставляем всё как есть.
  3. Когда профиль далек от обратного конуса, нужно попробовать изменить его с помощью шайб, которые расположены под шпулей. Обычно, достаточно убрать шайбу или заменить ее на более тонкую и получится обратный конус. Но, часто бывает, что конус этот лишком крутой и это плохо. Тогда, регулировочная шайба должна быть тоньше. Такую можно вырезать из пластика, который используется в коробочках из под воблеров и блесен. Он, как раз чуть, тоньше стандартной шайбы, которая идет в комплекте с безынерционной катушкой.

В некоторых моделях катушек уже в коробке идут запасные шайбы специально для регулировки. Причем, они разные по толщине. Если вы купили именно такую безынерционку, то отрегулировать профиль намотки будет немного проще и быстрее.

После всех этих манипуляций с регулировкой только реальная рыбалка покажет — правильно ли мы отрегулировали профиль намотки. Если за всю рыбалку не было ни одной бороды или петли, то все в норме, а если проблемы были, нужно еще поработать с шайбами.

Назначение фрикционного тормоза

В настоящее время большинство удилищ, спиннингов и донок оборудованы катушками. Для хорошего улова нужно уметь правильно ими пользоваться. Для кого-то катушка — это только то место, где находится леска или устройство, предназначенное для того, чтобы можно было забросить снасти как можно дальше.

Но для некоторых рыболовов, которые знают зачем нужен фрикцион, это устройство помогает им вытаскивать на берег действительно эксклюзивные виды добычи. Ведь и вправду, гибкая удочка и мастерство при работе с фрикционом гарантируют рыболову поймать большую рыбу и при этом не сломать снасти, не оборвать леску и не погнуть крючки.

Как правило, катушки состоят из:

  1. сплошного корпуса, сделанного из металла, пластмассы или углепластика, с механизмом внутри и специальным креплением к удилищу;
  2. ротора, который оснащён двигающейся скобой лескоукладчика;
  3. неподвижной шпули для хранения лески;
  4. ручки, которая приводит в движение весь механизм;
  5. фрикционного тормоза.

Фрикционный тормоз — один из важнейших узлов безынерционной спиннинговой или фидерной рыболовной катушки, который предназначен для сохранения лески от повреждений, а снасти и удилища — от нарушений целостности при сильной нагрузке. Также фрикцион выполняет сглаживание резких движений рыбы и не даёт ей улизнуть. Благодаря фрикционной системе удалось использовать более тонкие лески для поимки более крупной рыбы.

Правильная настройка фрикциона

На удивление, многие рыболовы игнорируют устройство фрикционного тормоза, потому что не умеют его настраивать либо не хотят им пользоваться. А некоторые рыбаки просто забывают о нём, пытаясь поскорее выловить свой заветный трофей. Также, к сожалению, существуют и те рыбаки, у которых просто нет средств на хорошие катушки и приходится покупать дешёвые и некачественные, изготовленные не лучшим образом и быстро выходящие из строя. В итоге получается так, что в одном случае тормоз полностью закручен, в другом — слабо либо не закручен вообще.

Для тех, кто не умеет пользоваться фрикционом, существует следующая технология настройки:

  1. Катушка с намотанной на неё леской крепится на удочку, затем леска продевается через пропускные кольца и привязывается к чему-нибудь неподвижному.
  2. Дугу лескоукладывателя сбрасывают. Удочка ставится под углом 45 градусов и дугу закрывают обратно.
  3. Медленно вращаем ручку катушки до тех пор, пока кончик удочки не согнётся.
  4. Поворачивая против часовой стрелки регулировочный механизм фрикциона, находим момент его срабатывания.
  5. Небольшими рывками удочки на себя нужно проверить, выпускается ли леска из катушки. Таким образом, фрикцион должен сработать раньше, чем наступит максимальное натяжение, при котором может произойти обрыв.

Тем не менее, на этом проверка на берегу не заканчивается. Имеется ещё несколько немаловажных деталей настройки непосредственно в процессе ловли:

  • После подсечки рыбы, которая постепенно начинает уходить от берега, нужно следить за тем, сколько осталось лески на катушке и понемногу зажимать регулировочный винт фрикциона. Таким способом создаётся сопротивление, и рыба быстро устаёт, что позволит поскорее вытянуть её на берег.
  • При вываживании рыбы существует угроза самостоятельного затягивания фрикциона. Вследствие этого возрастает усилие на леску, из-за чего она просто не выдерживает и рвётся. При таком случае рыбаку постоянно нужно следить за шпулей и при необходимости откручивать регулировочный винт.

Регулировка фрикциона на безынерционке

Прежде чем активно пользоваться фрикционом на рыбалке, необходимо правильно его настроить. Существует неисчислимое множество подходов к настройке этого механизма. Одни рыболовы затягивают его максимально крепко, дабы обеспечить эффективную подсечку, что оправдано, например при ловле судака с его твердым небом. Другие отпускают фрикцион свободно, чтобы гарантировать сверхдальний заброс и гарантированно застраховать снасть от поломок в случае зацепа. Все это – дело вкуса и опыта, нарабатывающегося годами.

Мы же остановимся на классическом варианте, предполагающем регулировку этого механизма в зависимости от разрывной нагрузки лески (под максимум). Для оптимально точной настройки потребуется груз массой порядка 70-80% от разрывной нагрузки лески. Устанавливать фрикцион на максимально допустимое значение крайне не рекомендуется!

Итак:

  • Снаряжаем спиннинг. Снасть должна быть приведена в полную боевую готовность и оснащена приманкой с крючком.
  • Затягиваем фрикцион и отпускаем на один щелчок. Этим мы уже дали минимальную, но недостаточную свободу механизму.
  • Цепляем крючок к лежащему на земле грузу. Лучше, если груз будет располагаться на расстоянии нескольких метров, но некоторые рыболовы просто выполняют подъем груза по вертикали.
  • Выполняем импровизированную подсечку и вываживание «трофея», постепенно ослабляя фрикцион. Груз должен оставаться на месте, сдвигать его на себя не нужно.
  • Как только фрикцион сработал на сброс лески (вы услышали трещотку), можно поставить себе мысленную «пятерку» и отправляться на рыбалку.

В таких условиях фрикцион настраивают редко: обычно сия процедура производится уже на рыбалке. Крючок просто цепляют за дерево, отходят на несколько метров и тянут удилище в сторону, под углом 45-90o с леской, либо осуществляют подмотку. Как только изгиб удилища достигнет близких к критическим значений, фрикцион потихоньку отпускают до трещотки. Фрикционы на мультах, предназначенных для ловли в заброс, настраивают аналогичным образом. В качестве регулятора выступает крыльчатая звездочка. Многие рыболовы поступают проще: затягивают фрикцион до максимума, а затем отпускают его на пару щелчков. В случае необходимости можно всегда отпустить фрикцион в процессе вываживания, повернув звездочку на себя.

Сложные и мощные мультипликаторы для троллинга настраиваются несколько иначе, причем всегда на полностью свободной шпуле (отпущенном рычаге). Регулятор подкручивают, устанавливая оптимальные нагрузки как в рабочем (промежуточном) положении рычага, так и на максимально затянутом фрикционе.

Как настроить фрикцион катушки

Установив механизм на спиннинг с намотанной на шпулю леской, остаётся лишь правильно отрегулировать катушку спиннинга. Регулировка заключается в настройке фрикционного тормоза на параметры, способствующие предотвращению разрыва лески от возникающих избыточных нагрузок на шнур в результате вываживания рыбы или освобождения приманки от зацепа.

В домашних условиях, в идеале настроечного процесса, эти значения вычисляют, применяя соответствующие величинам грузы. Груз критической массы соединят со шнуром и натягивая леску, выставляют нужное значение фрикциона прижимая или отпуская механизм. На водоёме настройку делают, оснащая леску приманкой, фиксируя её зацепом крючков за близь находящееся дерево или иной статичный предмет.

Отойдя со спиннингом от приманки на 5-7 метров, производят натягивание лески при полностью зажатом фрикционе до момента, когда спиннинг начнёт сгибаться в дугу. Далее плавно отпускают фрикцион до срабатывания трещотки. Такая методика помогает избежать не только обрыва лески, но и предотвращает поломку бланка. После завершения регулировки фрикциона можно приступать к лову не опасаясь возникновения запредельных нагрузок на снасть, компенсирующихся в процессе вываживания или зацепа автоматически срабатывающим механизмом.

  • https://ranoutrom.com/snasti/spinning/frikcionnyj-tormoz.html
  • https://xn--80akhglzhib.xn--p1ai/что-такое-фрикцион-катушки-как-настро/
  • https://iarybak.ru/snasti/kak-nastroit-katushku-spinninga

«Проблемы» фрикциона

На первый взгляд нехитрая операция установки шпули становится первой причиной, почему не работает фрикцион на катушке.

Помещая снаряженную шпулю на вал катушки может происходить разъединение контейнера и ножки-фиксаторы смещаются. Определить такое»на глаз» можно при затягивании фрикциона. Гайка становится криво и ее край выходит заподлицо шпули с перекосом.

Проблема устраняется быстро, но если не уделить внимание, то деформация дисков и посадочных мест обеспечена. Второй,часто случающейся, причиной, можно назвать постоянное нахождение фрикциона в затянутом состоянии. Это приводит к тому, что смазочный материал выдавливается в фрикционное гнездо шпули

В результате происходит слипание, пересыхание и диски перестают нести свою функцию

Это приводит к тому, что смазочный материал выдавливается в фрикционное гнездо шпули. В результате происходит слипание, пересыхание и диски перестают нести свою функцию

Второй,часто случающейся, причиной, можно назвать постоянное нахождение фрикциона в затянутом состоянии. Это приводит к тому, что смазочный материал выдавливается в фрикционное гнездо шпули. В результате происходит слипание, пересыхание и диски перестают нести свою функцию.

Чтобы избежать подобных неполадок следует соблюсти пару правил:

  • Не стоит торопиться при сборе или замене шпуль на рыбалке.
  • Порыбачил — расслабь фрикцион.

При чем подобное случается и в катушках, где конструкция имеет отличия

Не важно какая катушка — дешевая китайская или дорогая «японческая». Механизм фрикционного тормоза ошибок не прощает. В лучшем случае потребуется замена детальки, в худшем — здравствуй новая катушка

В лучшем случае потребуется замена детальки, в худшем — здравствуй новая катушка.

После покупки катушки в магазине обязательно следует произвести осмотр этой части механизма. Убедиться, что присутствует смазка и все составляющие расположены правильно. Документация, даже если она написана на иностранном языке, имеет картинки.

 В завершении

Обязательно прочитайте довольно интересную и познавательную статью мэтра рыболовства Константина Кузьмина «Фрикционный тормоз», опубликованную автором в журнале «Рыболов»

Виды фрикционных тормозов

Суть действия фрикциона заключается в том, что он с помощью специального регулятора подстраивается на заданное усилие. Например, если нить способна выдержать 8 килограммов, то тормоз выставляют на 5-6 кг. Когда подсеченная рыбина сделает резкий рывок, превышающий разрывную способность лесы, она останется целой.

Леса в этом случае начнет стравливаться под воздействием нагрузки, так как сработает фрикционный тормоз. Именно поэтому на шпуле должен быть значительный запас монофилки либо плетенки, чтобы при поимке сома не пожалеть о сэкономленных метрах. О методах можно почитать в статье «Ловля безынерционной катушкой в зависимости от условий и метода ужения».

По расположению на корпусе безынерционки фрикционы могут быть исполнены в следующих вариантах:

Тормоз безынерционной катушки тем комфортнее, чем большее число деталей, на которых ложится нагрузка, соприкасаются между собой. В заднеприводном фрикционе упор сделан на тефлоновые шайбы, в переднеприводном – благодаря всей зоне поверхности.

Если пропал тормоз обратного хода на безынерционной катушке, это говорит о том, что за ней не было должного ухода и внутрь корпуса проникла вода либо банально загустела смазка. Бывают, конечно, другие причины, требующие вмешательства специалиста, однако в случае засора достаточно самостоятельно провести техническое обслуживание.

  • 1 Общая информация
  • 2 Виды фрикционных тормозов
  • 3 Настройка фрикциона
  • 4 Советы по использованию
  • 5 Видео. Использование фрикциона
  • 6 См. также
  • 7 Источники

Существует два типа фрикционных тормозов у безынерционных катушек:

  • передний
  • задний

Оба имеют право на жизнь и активно используются как в фидерной и карповой ловле, так и в спиннинге или в любом другом способе ловли. Тем не менее оба эти фрикционных тормоза отличаются друг от друга как с технической точки зрения, так и в удобстве использования в разных способах ловли.

Передний фрикцион больше подходит для спиннинговой ловли (чаще ультралайта). Он более чувствителен, чем задний фрикцион и лучше покажет себя в ультралайтовой ловле, тогда как задний фрикцион, возможно, не среагирует на очень тонкую настройку и резкие рывки мелкой рыбы. Но у переднего фрикциона также есть недостаток — его менее удобно регулировать во время вываживания рыбы. Значительно проще повернуть рукоять заднего фрикциона, нежели переднего.

Задний фрикционный тормоз чаще используется в фидерной, карповой, троллинговой ловле. Задний фрикцион менее чувствителен, чем передний, но на крупной рыбе и более тяжелых снастях высокая чувствительность и не нужна. Поэтому любой из способов ловли, где используются монолески толще 0.2 мм в диаметре вполне могут использовать задний фрикцион и никаких проблем с чувствительностью не будет.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий