Как сделать катамаран своими руками
Проблема как сделать катамаран своими руками не является архисложной
Важно, прежде всего, понять каких габаритов будет конструкция, исходя из этого, можно будет выбирать нужные материалы
Выбор материала изготовления
Материалы могут быть самые разные, например, надувные катамараны, изготавливаемые своими руками, чаще всего используются:
- пвх
- дерево;
- алюминий.
- Составляются чертежи катамарана.
- Подготавливается материал.
- Делаются заготовки.
- Судно собирается по блокам.
Из пенопласта
Самодельный катамаран из пенопласта хорошо использовать для рыбалки, служить он может долгие годы. Пример:
- Размер плавсредсва 3760 – 1610 мм. Пластины берутся толщиной от 45 до 15 м. Высота поплавка составляет 210 мм, его ширина 420 мм. В носовой части ставится четыре перегородки и четыре шпангоута. Все переборки выпиливаются из фанеры толщиной 10—14 мм.
- Для крепежа берутся алюминиевые трубы, на внешней стороне делается резьба, тогда трубы можно надежно фиксировать.
- Для изготовления поплавков (26х26 мм) берется лист алюминия, толщиной 0,4 мм. Крышки делаются из дюраля (толщина 1,6 мм). Конструкция фиксируется в носовой части с использованием уголков.
- Палуба изготавливается из брусков. Все стыки и зазоры проклеиваются эпоксидной смолой.
Надувной
Надувной катамаран, который делается своими руками, имеет поплавки в форме барабана, поверхность двухслойная. Для увеличения живучести, поплавки нередко делают в два отсека. Надувная камера инсталлируется в поплавок через специальные проемы. Давление в баллонах для катамарана сделанного своими руками составляет порядка 0,12 атм.
Парусные
Катамаран парусный делается из алюминиевых труб, которые крепятся с использованием болтов и гаек. Чтобы сделать парусное судно такого типа, необходимо будет только произвести некоторые токарные работы.
Парус делается из дюралевых труб, которые вставляются друг в друга. При транспортировке плавсредства в длинные части мачты, инсталлируют элементы рангоута.
Для сплава
Построить катамаран для сплава своими руками для сплава несложно. Сплав по быстрой реке – это всегда приключение. С увеличением размера судно увеличивается его устойчивость. Если катамаран будет управляться с помощью весел, то его ширина не должна превышать 1,3 метра. Если гребцы будут находится на баллонах то ширину можно увеличить до двух метров.
Моторный
Для создания моторного судна может подойти движок для мопеда или мотоцикла.
Силовая установка размещается в центре рамы и надежно фиксируется с использованием болтов
Важно, чтобы двигатель весил немного и имел необходимую мощность
Морской
Морской водный катамаран делается своими руками по такому же принципу, что и для малых водоемов. У морского судна палуба должна быть более прочной. Для повышения прочности шпангоуты (рейки) следует фиксировать на расстоянии 32 см друг от друга. Плоскость самой палубы делается из двойного слоя фанеры. Гребные колеса изготавливаются из велосипедных колес. Лопасти делаются из резины (толщина до 8 мм). Каждое колесо имеет не меньше 6 лопастей. Руль изготавливается из алюминиевого листа, размер его 220х340 мм
Прогулочный
Размеры прогулочного изделия с педалями:
- 3960х1850 м.
- Высота поплавка 260 мм.
- Ширина 460 мм.
- Толщина пластин до 155 мм.
Чтобы изготовить такое судно, необходимо будет 2,1 м3 пенопласта, около 5 квадратных метров фанеры. Уголки делаются из алюминия или нержавеющей стали (3х3 см). Каркас обшивается алюминиевым листом 0,45 мм. Все крепления делаются на болтах.
В остальном изделие собирается по классическому образцу. Нередко дополнительно на прогулочных судах ставят бензиновую силовую установку. Прогулочный самодельный катамаран из пластиковых труб тоже делается довольно часто
Из фанеры
Катамаран из фанеры сделанный своими руками получается легким и прочным. Используются чаще всего бруски из хвойных пород деревьев размерами 27х45 мм и 63х110 мм. Поплавки облицовываются фанерой пропитанной водостойким праймером (толщина 7 мм). Понадобится не менее 4-х листов (1526х1526мм).
Другие виды
Туристическое судно: материал в основном используется пенопласт. Рама в таких конструкциях используется из труб. К ним крепятся резиновые баллоны с воздухом.
Из алюминия делается из материала АМг5, АМг6 и т.п. Для палубы применятся листы толщиной 5 мм. Сложность заключается в сварке алюминиевых листов, судно для этого необходимо специальное оборудование. Алюминий не ржавеет, прослужит долго.
Моторный катамаран
Как сделать катамаран своими руками, на котором будет легко ходить по воде, на волнах и даже против ветра? Самодельный катамаран из фанеры для этого не подойдёт, ведь нужно что-то по «серьёзнее». Поэтому, предлагаем вам сделать моторный катамаран, что называется «из подручных средств». В качестве мотора будет использован двигатель от мопеда.
Чтобы получилось хорошее моторное плавсредство, на каркас катамарана по центру нужно установить мопед, который будет надёжно держаться поперечными балками.
Рекомендуем изготавливать корпус из оргалита, толщиной в 4-мм. Согнув заготовку, мы просверливаем отверстия на расстояние 50 мм. Теперь сшиваем корпус с помощью медной проволоки, вклеивая туда транцевую доску и два шпангоута. После того, как всё высохнет, проклеиваем стыки и снимаем проволоку. Затем, швы промазываем клеем и фиксируем полосками из ткани в три слоя.
В корпус нужно вклеить стеклоткань, а палубу сделать из оргалита, после чего приклеить её к корпусу с помощью медной проволоки и эпоксидного клея. С внутренней стороны корпус покрываем паркетным лаком, а с наружной стороны как хорошо всё проклеиваем стеклотканью.
Теперь начинаем использовать сосновые бруски в качестве балок поперечного сечения, присоединяя их эпоксидным клеем к шпангоутам. С помощью хомутов, на торцах корпуса закрепляем подшипники, которые мы предварительно выгнули из трёхмиллиметровых металлических полосок.
Управление моторным катамараном осуществляется с помощью рулевых перьев. Их вырезают из фанеры, толщиной в 12 мм, после чего они навешиваются и закрепляются с помощью шарниров и самодельных петель.
Теперь, самостоятельно снимаем с мопеда колесо и закрепляем его с помощью осей шпилек в переднем и заднем узле крепления. Далее, заменяем цепь на более длинную, чтобы у нас была возможность провести её через двигатель, который находится на гребном колесе.
В конструкции катамарана можно использовать дизельный, бензиновый двигатель или электромотор любого производителя. Главное, чтобы он весил немного.
Схема как сделать катамаран у вас должна быть обязательно, это позволит избежать просчётов и ускорить его постройку.
Самые недорогие катамараны 2020 года
Каскад-2
Начинает наш рейтинг относительно недорогой и надувной катамаран. Судно предназначено для активного отдыха и быстрой езды на реках 5-го уровня сложности. Конструкция транспорта идеальна для нескольких человек. Пользователи смогут удобно расположиться внутри благодаря низкой посадке. При длительной гребле усталость почти не чувствуется. Производитель также оснастил модель ассиметричными обводами, которые необходимы для корректного дифферента.
Судно безопасно на крутых порогах, поэтому опытные гребцы получат удовольствие от использования этого катамарана. Устойчивость, маневренность и небольшой вес позволяют преодолеть опасности и препятствия на пути. Можно совершать водные путешествия на небольших спокойных водоемах. Собрать катамаран будет несложно даже неопытным пользователям, а уход за судном не вызовет никаких вопросов и не займет много времени.
Конструкция максимально простая, но надежная. Такая особенность позволяет без труда заменить необходимые детали и снижает стоимость модели. Производитель использовал современные и проверенные методы для сборки катамарана.
Внешняя оболочка – плотное и прочное ПВХ-покрытие, а баллоны выполнены из устойчивой к повреждениям материи и полиуретанового покрытия. В комплектацию включены необходимые запасные детали.
катамаран Каскад-2
Достоинства:
- невысокая цена;
- удобство эксплуатации;
- выдерживает множество сезонов;
- маневренность;
- небольшой вес;
- богатая комплектация.
Недостатки:
недостаточно петель.
Средняя стоимость – 36 800 российских рублей.
Адмирал 320
Еще один отличный вариант для тех, кто хочет сэкономить время на сборке и уходе. Надувная лодка станет отличным инвентарем в дороге во время спортивных мероприятий.
Небольшие габариты и вес позволяют с легкостью управиться с судном даже в самых непростых условиях. Вместительность – 3 человека. Производитель скрупулезно относится к безопасности гребцов, поэтому оснастил катамаран дополнительными средствами защиты. Конструкция плавсредства также уберегает пользователей от интенсивных брызг. При необходимости, провести ремонт судна несложно – в комплекте имеется ремонтный набор с необходимыми запчастями. Производитель также предоставляет длительный срок гарантии.
По периметру лодки имеется алюминиевое укрепление, которое обеспечивает высокую износоустойчивость и надежность конструкции. Широкий ассортимент цветовой гаммы станет приятным дополнением к покупке.
катамаран Адмирал 320
Достоинства:
- высокая надежность;
- безопасность;
- долгий срок службы;
- простота сборки;
- длительный срок гарантии.
Недостатки:
большой вес относительно надувных аналогов.
Средняя стоимость – 34 500 российских рублей.
Валдай-2
Это выносливое судно предназначено для компании из нескольких человек и длительных неспешных прогулок по спокойной водной глади. Каркас прочный, устойчивый к ударам и частой эксплуатации. Имеется дополнительный наружный слой для укрепления катамарана, который продлевает срок его службы.
Сборка осуществляется быстро и не вызывает вопросов даже у новичков. При желании, пользователь может дополнительно оснастить лодку более надежной защитой. Так, например, производитель предлагает укрепить днище, но такой бонус обойдется в 500-600 рублей.
катамаран Валдай-2
Достоинства:
- надежная и крепкая конструкция;
- выдерживает несколько гребцов;
- армированный каркас.
Недостатки:
не подходит для активного экстремального отдыха.
Средняя стоимость – 41 900 российских рублей.
Плёсовые и экспедиционные катамараны
Выбор любителей приключений на воде без экстрима, но с купаниями, рыбалкой и прочими удовольствиями. Плёсовые каты с успехом используются на простых и умеренно сложных водных маршрутах, однако для экстремальных испытаний не предназначены. поэтому их конструкция предельно проста.
К данной категории можно отнести большие экспедиционные «Котуйканы» от «Раф от «Вольного ветра». Эти многоместные суда предназначены для продолжительных автономных сплавов и имеют высокую грузоподъёмность (до 1000 килограммов).
Особенности
Простота конструкции. Экспедиционные суда отличаются простотой сборки и разборки: два баллона и рама, которую чаще всего дополняют палубой. Прочный настил позволяет взять на борт пассажиров и объёмный багаж, не испытывая трудностей при размещении груза. Причём, раму можно вырубить на месте, дополнительно купить парус, установить транец, так как плёсовый надувной катамаран под мотор подходит идеально.
Вместительность. На многоместных моделях удобнее путешествовать большой группой. Этому способствует и форма баллонов в виде сигары. На ровные поплавки удобно настилать палубу, а гребцы могут рассаживаться как угодно: по сидушкам, идущим в комплекте к кату, а то и попросту по рюкзакам. Судно способно взять на борт пассажиров, так что вместительность плёсового катамарана определяется не столько количеством посадочных мест, сколько грузоподъёмностью.
Каких-то особо строгих требований к безопасности не предъявляется, вполне достаточно, чтобы ткань поплавков была прочная, а рама – крепкая и надёжно собранная.
Кто производит
Изготовлением плесовых и экспедиционных судов занимается практически каждая фирма по производству снаряжения для водного туризма. Большие менее востребованы, поэтому купить их можно только у самых известных производителей. Есть и другой вариант – найти того, кто согласится сделать плавсредство по индивидуальному заказу.
Котуикан, Таймыр, Басег
Очень популярна «четвёрка» «Басег». Не меньшей известностью пользуются катамараны «Вольный ветер», например, модели «Валдай» и «Таймыр». Также в почёте у водников «Народный» от «Рафтмастера» и катамараны от «Урал-Экспедиции», среди которых есть даже десятиместные. Неплохие суда шьёт «Корвет»: его «Плёсы» имеют отличное сочетание цены и качества.
Кроме известных фирм, существует немало кустарей-одиночек, способных сшить самодельный катамаран на заказ. Доверять ли изготовление походного судна частному лицу или нет – дело личное. Плёсовый катамаран должен быть прочным и надёжным, так что нужно быть уверенным в производителе — лучше купить судно проверенной фирмы.
Цена. Четвёрку «Басег» удастся купить за 25-30 тысяч рублей (зависит от магазина и комплектации), катамаран «Кокшага» обойдётся примерно в 25 тысяч, катамаран «Валдай» – около 40 тысяч. Столько же будет стоить катамаран-6 «Народный».
Где сплавляться
Регион для сплава по реке подойдёт любой, но ограничение по категорийности маршрута до 3 к.с. включительно. Некоторые ) в характеристиках своих судов указывают ещё и четвёртую. В последнем случае нужно учесть, что спортивный интерес превращается во вполне реальный риск.
Река 3-й категории сложности
У участников категорийного похода должен быть соответствующий опыт, вещи на судне необходимо жёстко закрепить. Палубы делать нежелательно, чтобы в случае переворота судна люди могли вынырнуть между баллонов. Особые требования предъявляются к посадке: гребцы сидят в коленных упорах, жёстко, чтобы их не выбило ударом.
При соблюдении указанных требований плёсовые катамараны пригодны для прохождения рек и препятствий 4 к.с., но для сложных маршрутов всё-таки лучше купить более подходящее плавсредство.
Четвертый вариант
ПВХ – современный материал, обладающий массой положительных качеств. Он довольно недорогой, легкий, прочный, долговечный, устойчивый к разным климатическим условиям и средам. К тому же, пластиковые трубы легко и быстро соединяются, обеспечивая абсолютную герметичность стыков.
Благодаря этому, использование пластиковых труб получило широкую популярность не только при монтаже водопроводов и канализационных систем. Из них «народные умельцы» своими руками изготавливают множество полезных «штуковин», начиная от стеллажей и поилок и заканчивая санями и плавсредствами.
Вариантов плавсредств существует масса, как и их предназначений. Для тех, кто проживает вблизи водоемов, а особенно для тех, у кого преодоление водной преграды является жизненной необходимостью, катамаран подойдет идеально. Такой вариант судна имеет массу преимуществ перед байдарками, лодками или яхтам:
- для изготовления катамараны из пластиковых труб требуется минимальное количество материала. К тому же, вполне могут быть использованы остатки от недавнего монтажа канализации или водопровода;
- катамаран имеет небольшой вес, поэтому не доставляет проблем в вопросах транспортировки;
- благодаря особенностям конструкции – два баллона, соединенные палубой, такое плавсредство имеет высокие мореходные качества, прочность, надежность и достаточную скорость движения;
- возможность размещения необходимого количества мест для сидения;
- на катамаран можно установить двигатель любого типа.
Катамаран имеет большое количество особенностей конструкции, в сравнении с другими плавсредствами.
Основой для катамарана служат пластиковые трубы большого диаметра
- Первая, и самая главная, часть катамарана – поплавки. Это две камерные конструкции, расположенные по бокам плавсредства. Их непосредственная задача – удерживать судно на плаву. Баллоны могут быть изготовлены из разных материалов, ограничивающих внешний периметр поплавка. Для этого используют пленку, из которой изготавливаются надувные баллоны, пенопласт или трубы ПВХ.
- Соединительная рама. Она может быть выполнена из любых материалов, начиная от все тех же пластиковых труб и заканчивая деревом или металлом. Чем легче рама катамарана, тем меньший размер могут иметь поплавки.
- Палуба. Эта часть создается для размещения пассажиров, багажа и прочего, что будет транспортироваться по воде.
- Руль. Функцию руля у любого плавсредства выполняет подводная лопасть, которая для движения прямо устанавливается параллельно движению, для поворота отгибается в ту или иную сторону с помощью выведенной на палубу поворотной ручки.
- Весла, педали, мотор или любое другое устройство, приводящее катамаран в движение.
Диаметр поплавков, а так же ширина и длинна судна зависят, в первую очередь от того, где и как оно будет эксплуатироваться. Чем больше предполагается экипаж и чем больше будут перевозиться грузы, тем больше должны быть размеры плавсредства и диаметр поплавков.
Увеличить грузоподъемность судна можно за счет увеличения сечения баллонов или их длинны. Решающим фактором в данной ситуации является объем воздуха внутри баллонов.
Оптимальные параметры расчета поплавков, исходя из экипажа и грузоподъемности следующие:
- одноместный катамаран должен иметь длину 2-3 метра при поперечном сечении баллона 0,3-0,4 метра;
- для изготовления двухместного судна используют баллоны длиной 3,5-4 метра при диаметре 0,45-0,5 метра;
- трех и четырехместные плавсредства имеют длину до 6 метров при диаметре поплавка 0,5-0,6 метра.
Катамаран длиной более 6 метров делать не рекомендуется, поскольку он потеряет практически полностью свою маневренность.
Хотя, если плавать вы собираетесь в основном по прямой, ограничений на размер такого «кораблика» нет.
Парусный катамаран имеет некоторые особенности
Перед тем, как самостоятельно изготовить катамаран и ходить с ним под парусом, вы должны понимать, что данное судно имеет наружную оболочку, которая обеспечивает прочность, в том числе внутренней камеры, отвечающей за герметичность конструкции. Наличие обводов снижают сопротивление воды при хождении под парусом. Сам же каркасный катамаран выполнен из дюралюминиевых трубок, держащихся на болтовых креплениях посредством фасонных гаек.
Описанная ниже конструкция катамарана имеет руль и предусматривает наличие паруса. Почти все комплектующие можно сделать самостоятельно, потребуется лишь незначительный объём токарных работ.
Перед началом постройки этого плавательного средства, у вас обязательно должна быть схема катамарана, придерживаясь которой получится качественная вещь.
Поплавки
Их в нашей модели будет два и каждый из них заполнен воздухом. В поперечном сечении эти элементы имеют форму круга. Поплавки практически не имеют цилиндрических участков, а отличаются они кормовыми и носовыми срезами.
Поплавок включает в себя внутреннюю камеру и наружную оболочку, которая на 15% меньше величины камеры. Это нужно для того, чтобы камера всегда находилась в напряженном состоянии и обеспечивалась её безопасность. Изготовление камеры самостоятельно является одной из ключевых операций, поэтому она занимает много времени. Если данный элемент сделать из синтетических материалов, то он прослужит довольно долго, а если из резины, то его долговечность будет несколько ниже, но и цена более доступной.
Раскрой
При невозможности выкроить камеру из цельного куска материала, полотнище нужно клеить из кусков, а делать это нужно обязательно внахлёст. Шов должен иметь ширину как минимум 3 см, а на его месте следует дополнительно проклеивать полоски из ткани. Задняя часть камеры, которая напоминает форму рукава, в процессе сборки скручивается и перевязывается посредством резинового жгута.
Самостоятельно сделанная конструкция рукава обеспечивает возможность осуществления её сушки и ремонта. Кроме того, перед носовыми гребцами в камеру следует вклеить особый клапан, используемый для лодки. Его можно использовать, даже чтобы подкачивать на ходу это водное транспортное средство. Поэтому ваш круизный катамаран всегда будет на плаву, прогулка на нём доставит огромное удовольствие.
Чтобы своими руками сделать днище катамарана, его тоже следует выкроить из цельного полотнища или его отдельных кусков, после чего скрепить их между собой. Затем, необходимо сшить нижнюю и верхнюю оболочную часть от конечностей к середине. Перекройку деталей нужно осуществлять с максимальной точностью – это нужно делать, чтобы обеспечить правильность формы избегания складок на поплавке.
Мост
Обычно он алюминиевый, изготовляется из трубок разных размеров и диаметра, вместе с креплениями, в качестве которых используются болты и шпильки. Стрингеры выполнены из двух элементов, соединённых с помощью втулки, которая прикрепляемая клеем к задней части катамарана и фиксируется шпилькой. Закрепление концов стрингеров осуществляется с помощью заглушки, которая может быть выполнена из любых материалов и надёжно закреплена фасонными гайками.
Палуба
Этот элемент катамарана имеет прямоугольную форму, а изготовляется он из полотнища плотных разновидностей капрона. Величина данного элемента зависит от того, какой у нас собран каркас.
При изготовлении палубы своими руками, по её периметру, края полотнища следует подвернуть на 30 мм, после чего прошить их. Теперь устанавливаем люверсы, используемые для крепления моста к палубе. Шнуровку следует делать от середины поплавка к его конечной точке.
Паруса и мачта
Парус для катамарана своими руками лучше всего делать из трех дюралевых трубок, каждая из которых вставляется друг в друга. Но еще можно построить и деревянные стержни, имеющие соединительные планки. При переноске плавстредства, в длинные части мачты вставляют элементы рангоута – гафель и составной, которые изготовляются из дюралевых лыжных палок или трубок необходимого диаметра.
Нижняя часть мачты прикрепляется к середине второй балки с четырьмя вантами и натяжными устройствами от верхней оконечности мачты к концам поперечных балок.
Если нужно, то парус для катамарана можно самостоятельно увеличивать в размерах или уменьшать, в зависимости от своего опыта управления такими плавстредствами.
Изготовление рамы для катамарана своими руками
Надёжная рама для катамарана изготовляется путём соединения продольных и поперечных труб. Их скрепляют при помощи особой вязки. Трубы, которые укладывают в продольном направлении, специально делают разборными, чтобы их было удобнее перевозить. Но раму можно изготовить не только из металла, но и из дерева.
Если вы хотите построить своими руками водный катамаран, на котором можно будет сплавляться с рек 3 категории или ходить по озёрам, то раму лучше всего сделать из сплава алюминия марки Д16Т.
Обвязка труб осуществляется следующим образом: вязку оборачивают вокруг труб, затем продевается вороток, после чего оборачивают 2 раза, затем вороток одевают на хомут. Вязки следует использовать из синтетических строп, которые тянутся, не гниют и не рассыхаются спустя некоторое время.
Стандартный комплект рамы для катамарана состоит из:
- Алюминиевых труб, диаметром 20 мм (понадобится 4 продольных и 5 поперечных). Стоит такая труба около 80 руб. за метр, а нам понадобится примерно 30 метров этих труб.
- 20 скруток, 20 воротков и 20 хомутов. Все это обойдётся ещё примерно в 3000 руб.
Перед началом изготовления рамы, у вас обязательно должна быть схема катамарана.
Рама на хомутах
Этот способ сборки рам заключается в использовании книц, сделанных из особого материала – капролона. Он отличается высокой прочностью и надёжностью. Используя такие средства, раму можно собрать за 20-30 минут.
Рама на кницах
Чтобы палуба была плоской, в средней части рамы устанавливают продольные элементы (1 или 2 штуки). Рама прикрепляется к гондолам при помощи пришнуровывания продольных элементов к двум рядам встречных петель. Это позволяет сделать деревянный каркас вместо алюминиевого.
Теперь вы знаете, как сделать хороший катамаран из алюминия своими руками. Желаем приятного отдыха!
Описание и особенности
Основным отличием катамарана от обычной моторной яхты является наличие двух корпусов. Благодаря этому основная подъемная сила такого судна концентрируется не в центре, а по бокам, что делает его более остойчивым. Удачно сконструированный мост (соединяющий две части) позволяет брызгам при быстром движении уходить под него, что, в свою очередь, увеличивает скорость судна.
Также нужно упомянуть, что внутреннее пространство катамарана значительно больше, чем у обычного однокорпусного варианта. Кроме того, можно отметить более рациональное использование носовой части, так как судно к носу не зауживается.
Следующее, на что можно обратить внимание, это маневренность, которой обладает катамаран. Моторный катер, особенно в ветреную погоду, развернуть не так просто
Благодаря паре двигателей по сторонам широкой кормы, катамаран можно развернуть практически на месте.
Однако наличие двух двигателей — это не только дополнительный, «запасной» вариант. Это удар по экономичности. Но данный минус также является и плюсом. Большой катамаран-паром способен развивать скорость свыше 20 узлов, чего просто нереально достичь на однокорпуснике. Следует отметить, что при этом загрузка судна практически не имеет значения.
Владельцы катеров знают, что для подъема на берег судну потребуется стойка-тележка определенной формы. Катамаран можно просто поставить на блоки. Наличие двух корпусов будет достаточно устойчивой опорой.
Надувной катамаран из ПВХ: Своими руками
Что же нужно для изготовления надувного катамарана из ПВХ своими руками? Для такого судна нужно два основных элемента: это рама и емкости с воздухом.
Рама. В походных условиях рама катамарана может быть изготовлена из деревянных жердей, так экономится вес и объем снаряжения. В остальных случаях она изготавливается из дюралевого сплава. В промышленном производстве используют авиационный алюминий марки Д16Т — это довольно дорогой материал, его трудно достать, тем более в малом объеме. Мало того трубы должны быть диаметром 35-40 мм с толщиной стенки 1.5 мм.
В качестве альтернативы подойдет более дешевый сплав АД31Т1, однако раму такую лучше использовать для катамаранов, которые будут использоваться на простых реках.
Баллоны. Изготовление баллонов сложный процесс, поскольку требует определенного опыта. Потребуется выкройка, сама ткань ПВХ, клей, присадка для клея и инструменты (фен, валик, специальный шпатель). Могу сразу Вас заверить, что первые баллоны, они как и блины — комом Поэтому лучше заказать изготовление, либо купить заводские. Если Вы все таки решились на самостоятельное изготовление, то наши рекомендации такие:
1. Ткань ПВХ любая, но только лодочная. Плотность от 750 гр/кв.м. Очень хорошая ткань производства Mirasol, из нее готовят баллоны байдарок Хатанга.2. Клей. Лучше по параметрам цена-качество, это клей 900 И. На банке есть подробная инструкция по применению. Понадобится 1 литровая банка с запасом3. Присадка. Десмодур (китайский аналог дешевле). Нужна для добавления в клей, придает термопластичность, Ваши баллоны не развалятся при температуре 70 градусов, но на солнце надутыми не оставляйте.4. Выкройки. Ниже можете взять выкройку и распечатать на широкоформатном принтере. По этому макету был изготовлен катамаран на примере выше, длиной 4 метра, диаметром баллонов 45 см.
Разновидности катамаранов
Существует два основных вида катамаранов по характеристикам баллонов:
- Модель с надувными баллонами;
- Модель с жесткими баллонами.
Надувные плавсредства имеют небольшие размеры, легко собираются и разбираются. Отличаются особой компактностью: одноместный катамаран для рыбалки в разобранном виде легко умещается в рюкзак. Он легко управляется веслами и способен пробираться в самые недоступные места водоемов.
Конструкции на жестких баллонах довольно массивны и нередко требуют сложной транспортировки на автомобильных прицепах. Конструкции отличаются бхорошей грузоподъемностью и часто оснащаются двигателем. Могут развивать большую скорость.
Модели под мотор
Если туристические катамараны, как правило, предназначены для сплавов и просто управляются веслами, то рыболовные плавсредства нужны для перемещения далеко от берега или в труднопроходимых местах водоемов, поэтому чаще всего оборудуются двигателями.
Гибкий рундук
Модели, имеющие гибкий рундук, изготавливаются из ПВХ и отличаются среднетолстым гиком. Они могут иметь довольно крупные баллоны.
Жесткий рундук
Плавсредства, сконструированные с жестким рундуком, хороши для ловли рыбы на неглубоких водоемах. Эти небольшие катамараны считаются двухместными. Они также выполняются из материалов ПВХ и иногда бывают построены так, что баллоны возвышаются над уровнем гика.
Двухбимсовые модели
Поперечные балки, соединяющие баллоны, называются бимсами. Конструкции с двумя такими перемычками наиболее распространены и пользуются спросом, хотя на них могут разместиться только два человека.
Модели с тремя бимсами
Катамараны покрупнее скрепляются тремя бимсами и могут принять на борт до четырех человек. Конструкции достаточно широки и оборудованы двумя баллонами. Для изготовления подобных плавсредств применяются особо прочные материалы.
Конструкции с низкими опорами
Опоры катамаранов могут располагаться высоко или низко относительно баллонов. Модели, имеющие низкие опоры оборудуются маломощными двигателями и имеют два или три баллона средних размеров. Грузоподъемность таких судов не очень велика.
Конструкции с высокими опорами
Подобные модели рассчитаны на мощные моторы и имеют внушительные размеры — до 4-х метров. Баллоны на конструкциях с высокими опорами отличаются большим диаметром.
- Рундуки на этих судах устанавливаются жесткие, опоры укрепляются специальными дополнительными растяжками.
- Материал ПВХ, из которого изготавливаются баллоны, выбирается самый плотный.
- Каркас плавсредства выполняется из легких дюралюминиевых сплавов.
Цена на катамаран для рыбалки такого типа намного выше других моделей.
Рундуки
Материалы: фанера (3 – 4 мм), деревянные рейки (20×15), клей, петли рояльные (крепление крышек), шурупы.
Для чехла подойдет любая плотная ткань.
Точное соблюдение их размеров необходимо, чтобы носовой рундук легко вставлялся в кормовой, упрощая транспортировку. Будут удобны ручки, протянутые сквозь отверстия в боках меньшего рундука.
Размеры большего: 800x285x225 мм.
Уключины
- Можно сделать из стальных стержней (достаточно диаметра 14 мм).
- По оси стержни распилить на глубину 7 см и разогнуть «рожки» в стороны.
- Ось качания заменит гвоздь (4 мм), леска выполнит функцию шплинтов.
Подуключины
Материал: труба алюминиевая (диаметр 22)
Вставки – пластины (алюминий, толщина 7).
- Прикрепить их вертикально к уголкам стрингеров (первого и четвертого).
- Крепить шарнирно, но плотно (заклепать).
- Подобным способом прикрепить к полкам подкосы из труб (диаметр 20). Подойдет хомут из алюминиевой пластины.
Поплавки
Материал: плотная палаточная ткань, резиновые шары. В прорези сшитого баллона поплавка вставляют шары. Размеры: длина – 3600, диаметр – 400.
При изготовлении:
- Оставить припуск на подворот (40), на шов (60).<l/i>
- Чтобы придать поплавку нужную форму вырезают по 4 кормовых и носовых клина (длина 760).
- Прикрепить страховочные ленты (для шаров) к внутренней поверхности баллона. Тесемки от лент потом завяжете на стрингерах.
- Оставив в корме и носу отверстия для трубок от шаров, сшейте края прочной нитью.
Мачта
Конструкция мачты напрямую зависит от модели паруса. Поэтому ее надо подбирать после приобретения паруса. Скажем только, что этот катамаран будет «чувствовать» себя прекрасно с 4-метровой мачтой. Лучше сделать ее разборной – трехсекционной.
Гик
Заготовка: брусок 30×30
- Повторяется технология изготовления мачты.
- Петли для переднего конца – стальные полосы.
- Просверлить отверстия для соединения с вертлюгом.
- Задний конец снабдите накладками для стыковки с ноком.
Парус
Пошив паруса – особое искусство! Если опыта у вас нет, знатоки советуют оборудовать свое детище готовым парусом. Приличную скорость и достаточную безопасность такой конструкции сможет дать парус площадью 4 м2. При необходимости можно сделать простенькую конструкцию из готового полотна.
Пуль
Основные материалы: сосна (бруски), фанера 10, трос стальной, листовая сталь 1,7.
Стойка с составляющими руля через уголок притянута к шпангоуту (горизонтальная полка этого же уголка крепится шурупами). Дополнительно стойку оборудуйте тросовыми растяжками.
Стойку руля и древко баллера соединить уголковыми петлями. Через их отверстия проденьте проволочную поворотную ось. Из трех пластин (толщина каждой – 1,7) можно склепать подвижную часть баллера.
Поворотное перо готовят из листа дюралюминия 1,5.
Швертовое устройство
- Балку изготовьте из уголков (дюралюминий) размером 35×35 и 30×30.
- Аккуратно пропилите отверстия для шипов подвески кронштейна.
- Кронштейн можно склепать из нескольких профилей.
- Растяжки сделайте из стального троса 2 мм, колец и кусков медной трубки.
- Для обшивки шверта возьмите дюралюминиевый лист 2 мм.
- Канавку в месте сгиба выберите круглым напильником диаметром 5 мм.
- «Хвостовую» часть склепайте. Используя фанерные подкладки, укрепите шверт и вставьте консоль (изготовить из шеста для прыжков).
- Обшивку с консолью соедините заклепками.
- Вклейте в шверт обтекатели из пенопласта, предварительно обернув их в марлю, пропитанную эпоксидкой.
- Шверт с кронштейном соедините шарнирно.
Все размеры даны в миллиметрах.
Post Views: 5 433
Как сделать катамаран из пластиковых труб своими руками?
ПВХ – современный материал, обладающий массой положительных качеств. Он довольно недорогой, легкий, прочный, долговечный, устойчивый к разным климатическим условиям и средам. К тому же, пластиковые трубы легко и быстро соединяются, обеспечивая абсолютную герметичность стыков.
Самодельный катамаран из пластиковых труб
Благодаря этому, использование пластиковых труб получило широкую популярность не только при монтаже водопроводов и канализационных систем. Из них «народные умельцы» своими руками изготавливают множество полезных «штуковин», начиная от стеллажей и поилок и заканчивая санями и плавсредствами.
В этой статье мы расскажем вам о том, как можно быстро и недорого изготовить катамаран из пластиковых (полипропиленовых) труб своими руками.
Экономичность
Мало кто из владельцев маломерных судов станет возражать против повышенной экономичности лодки. Тесты и испытания показывают, что разница в экономичности катамаранов и однокорпусников глиссирующего типа очень мала. Катамарану нужно чуть больше мощности, чтобы выйти на глиссер, но после этого он расходует несколько меньше топлива, нежели однокорпусник.
Совсем другое дело – катамараны с водоизмещающим типом корпуса. В зависимости от размера корпусов катамараны часто способны развивать скорости превышающие 20 узлов. Это одна из причин распространенности больших катамаранных паромов по всему миру, так как экономичность всегда будет решающим критерием ведения бизнеса для любой компании.