Руководство по смазке катушки для спиннинга

В каких случаях и чем смазывать?

Каждый такой механизм, если вы им дорожите, нуждается в периодическом осмотре для выявления повреждений и степени его загрязнения. В идеале, такой осмотр необходимо производить после каждой рыбалки, он покажет, требуется ли смазка катушки. Процедуру смазки обязательно нужно проводить в следующих случаях:

  • Если в процессе рыбалки она попадала надолго в воду;
  • В случае если во время рыбалки катушка находилась в песке, или просто на земле и внутрь нее попали песчинки или другие загрязнения;
  • Перед началом нового рыболовного сезона;
  • В середине рыболовного сезона, при активном использовании катушки в разных режимах.

После принятия решения о необходимости смазки, нужно определиться – чем смазать рыболовную катушку в домашних условиях.

Зачастую некоторые рыболовы используют для этого обычное машинное масло или даже солидол. Но гораздо целесообразнее и безопаснее для механизма будет использование специальной смазки для рыболовных катушек, которую можно найти в любом приличном магазине рыболовных принадлежностей.

Смазка для рыболовной катушки бывает нескольких видов:

  1. Густая смазка. Такая смазка, ввиду того, что она не стекает, используется для ухода за шестернями и подшипниками.
  2. Специальная жидкая смазка. Предназначены для покрытия ротора и вала катушки.
  3. Универсальная смазка, получаемая путем смешивания жидкой и густой смазки. Используется как смазка спиннинговых катушек в походных условиях или в экстренных случаях.

Это интересно: На что ловить окуня — на какие наживки лучше клюет рыба, выбор снастей

Процесс сборки и смазки

Детали отдельно смазывать не имеет смысла, потому что при сборке, скользкие детали очень сложно поставить на место, велика вероятность выскальзывания и падения деталей на пол, что приводит к повторной очистке.

Сперва необходимо частично собрать катушку в обратном порядке, имея фотографии и порядок разбора, сложностей в сборе не возникает.
Сборка происходит до момента закрытия крышки катушки, все детали должны быть установлены на свои места, метки на зубцах шестерен обязательно должны совпадать.
На зубцы шестерней наносится смазочный материал и механизм проворачивается вручную, для более равномерного распределения, и проникания смазки в труднодоступные места.
Смазки не должно быть много, лишнюю рекомендуется удалить с помощью кусочка чистой ткани, затем можно закрывать корпус катушки крышкой.
Также необходимо обратить внимание на роликовый подшипник, не допускаются люфты. Если при осмотре выявлен люфт или затруднительность движения, подшипник необходимо заменить.
В зависимости от производителя катушки, подшипники устанавливаются обслуживаемые или не обслуживаемые, если корпус ролика закрыт с двух сторон пластинами, такой подшипник не нуждается в смазке

Подшипник открытого типа, перед установкой нужно смазать.
Производиться окончательная сборка катушки, осмотр и плавность вращения, в результате, плановое обслуживание можно считать завершенным.

Следите за своими снастями, и они никогда откажут, даже в самых суровых условиях.

Правильный алгоритм смазки

О том, как правильно смазать катушку для спиннинга, написано и сказано уже немало. У каждого опытного рыболова есть свои небольшие секреты, как это сделать быстрее и эффективнее. Приведем правильную последовательность действий, которая поможет вам смазать рыболовную катушку просто, не затрачивая лишнего времени:

  1. Сначала удобно расположите на столе все, что приготовили для этого процесса: тут инструменты, там смазка для катушки, рядом – тряпочки и щетка и пр. Смазка безынерционных катушек не терпит суеты.
  2. Далее начинается разборка механизма:

Освободите шпулю и отверните ручку

Осторожно произведите демонтаж втулки, на которой расположены регулировочные шайбы и подшипники. Это будет легче сделать с помощью тонкой отвертки или зубочисток

Откручиваем болты удерживающие крышку обгонной муфты.. Из подшипника игольчатого типа извлекаем муфту

Аккуратно протираем их мягкой тканью, освобождая от загрязнений и старой смазки. Откручиваем отверткой пыльники и извлекаем их, после чего полностью снимается крышка. Все извлекаемые детали и элементы располагайте на столе в определенной последовательности. Маркером наносим отметки на основную пару шестерен. Это нужно для точной обратной сборки механизма. С помощью пинцета демонтируем стоп-коробку. Далее снимаем каретку, предварительно, с помощью пинцета, демонтировав ее стопор. Теперь необходимо извлечь полностью свободную ось и вторую шестерню основной пары. Все, разборка произведена. На этом этапе настоятельно рекомендуется сфотографировать все детали, это поможет потом, при сборке не запутаться в очередности их установки. Теперь наступает этап очищения всех внутренних деталей механизма от старой смазки и загрязнений. Легче всего это сделать, поместив их в емкость с бензином. Пока внутренние детали отмокают, следует с помощью зубочисток, щеток и мягкой ткани, очистить корпусные элементы.

Из подшипника игольчатого типа извлекаем муфту. Аккуратно протираем их мягкой тканью, освобождая от загрязнений и старой смазки. Откручиваем отверткой пыльники и извлекаем их, после чего полностью снимается крышка. Все извлекаемые детали и элементы располагайте на столе в определенной последовательности. Маркером наносим отметки на основную пару шестерен. Это нужно для точной обратной сборки механизма. С помощью пинцета демонтируем стоп-коробку. Далее снимаем каретку, предварительно, с помощью пинцета, демонтировав ее стопор. Теперь необходимо извлечь полностью свободную ось и вторую шестерню основной пары. Все, разборка произведена. На этом этапе настоятельно рекомендуется сфотографировать все детали, это поможет потом, при сборке не запутаться в очередности их установки. Теперь наступает этап очищения всех внутренних деталей механизма от старой смазки и загрязнений. Легче всего это сделать, поместив их в емкость с бензином. Пока внутренние детали отмокают, следует с помощью зубочисток, щеток и мягкой ткани, очистить корпусные элементы.

Далее очищаются все детали, после чего их нужно просушить, чтобы смазка для катушки от спиннинга легла уже на чистую поверхность. Следующий этап – процесс сборки, в ходе которого происходит смазка безынерционной катушки. Чем смазывать катушку для спиннинга, мы определились заранее, главное сейчас – сделать все аккуратно.

Мнение эксперта Книпович Николай Михайлович Зоолог, гидробиолог

Увлекаюсь рыбалкой на профессиональном уровне.

Важно! Процесс сборки необходимо проводить в строгой обратной последовательности, учитывая расположение деталей на рабочем столе. После сборки, необходимо проверить работу механизма

После сборки, необходимо проверить работу механизма

Особое внимание уделите узлу закрытия дужки. Он также должен быть смазан и срабатывать без задержек

Если все функционирует так, как нужно, значит, вы все сделали правильно.

Описанный процесс, конечно, не очень простой и кропотливый, требует сосредоточенности и внимания, но как смазать катушку спиннинга не разбирая ее? Полноценной смазки без разборки-сборки механизма не получится. Возможно только обработать силиконовым спреем с высокой проникающей способностью дужку лесоукладывателя и внешний подшипник. Но это будет временная мера.

Чем смазать фрикцион катушки? Это частый вопрос среди спиннингистов. Для фрикционного механизма, некоторыми производителями, выпускается отдельный вид смазки. Если не нашли такого, некоторые бывалые рыбаки советуют после очистки от загрязнений, натереть его поверхности канифолью. Но может подойти и любая водостойкая густая смазка.

Нюансы обработки мультипликаторных механизмов

Из-за своих конструктивных особенностей мультипликаторы несколько хуже защищены от попадания внутрь механизма воды и различных загрязнений

Поэтому смазка для мультипликаторных катушек должна обладать рядом эксплуатационных характеристик, на которые следует обращать особое внимание:

  • Срок службы смазки для мультипликаторной катушки должен быть максимально большим.
  • Смазка для подшипников мультипликаторной катушки должна создавать на соприкасающихся металлических поверхностях особо тонкий и прочный слой, способный обеспечить полноценное функционирование механизма при повышенных нагрузках.
  • Смазка для мультипликаторной катушки для спиннинга должна обладать повышенной водостойкостью. Из-за частого попадания воды в механизм мультипликатора, масло с плохой водостойкостью образует суспензию, приводящую к выходу из строя самых важных элементов.

Смазка мультипликаторной катушки, вследствие их повышенной уязвимости, должна проводиться не менее двух раз за сезон. О том, чем смазывать мультипликаторную катушку, должно быть сказано в инструкции по ее эксплуатации

Лучше обратить внимание на продукцию известных и проверенных рыболовных брендов, таких, как: DAIWA, QUANTUM, SHIMANO и пр. Эти производители точно знают, чем смазывать катушку спиннинга

А в их многочисленных аннотациях и брошюрах указанно о том, как можно смазать катушку спиннинга той или иной модели.

Уход и профилактика поломок

При изготовлении моделей премиум-класса, таких как Shimano, Daiwa и др., соблюдается целый ряд правил, о которых обычные рыбаки даже не задумываются. При незначительном вмешательстве в механизм появляются посторонние шумы. Поэтому разобрать катушку спиннинга нужно только при ухудшении работы.

Читать: Катушки Daiwa серии Freams

Представители классов «стандарт» и «эконом» более спокойно переносят вмешательство со стороны рыбаков. Некоторые дешевые марки с системой антиреверса нуждаются в замене густой смазки в обгонной муфте на жидкую сразу после покупки. Но лучше порыбачить с новым приспособлением хотя бы раз, а затем разбирать его.

Большинство рыбаков обслуживают механизм самостоятельно и не испытывают сильных затруднений. Для уверенности можно перед тем, как смазать катушку спиннинга, не пренебрегать современными технологиями и фотографировать, постепенно разбирая гайки и шестерни. При сборке сложнее будет перепутать порядок деталей. Но также существуют фирмы, которые занимаются профессиональным техническим обслуживанием.

Зачем нужна смазка для рыболовных катушек?

Чтобы ответить на этот вопрос, разберем устройство безынерционного механизма.

Шкив для укладки лески неподвижен. При заброске блесны, просто снимается виток за витком. Как только полет «джиги» останавливается (при попадании в воду), леска останавливается: никакого запутывания.

Самое сложное начинается при вытягивании трофея. В работу включается сложный механизм, который укладывает леску виток за витком, обеспечивая при этом надежную и мощную тягу.

В корпусе катушки размещаются шестеренные передачи, в том числе под углом 90°. В некоторых конструкциях применяется червячный механизм. Разумеется, присутствуют подшипники качения и трения.

Передаточное отношение подобрано таким образом, чтобы при относительно высокой скорости движения лески, рыбак прилагал умеренное усилие. Вся эта механика точно настроена, сбой любого компонента приведет к остановке движения в самый неподходящий момент.

При этом на сложный механизм действуют неблагоприятные факторы:

  • постоянные перепады температуры;
  • механическое воздействие извне – удары, вибрация;
  • попадание внутрь песка и береговой грязи (несмотря на относительную герметичность корпуса);
  • про влагу нет смысла напоминать: моленая морская, или заиленная речная вода, непременный атрибут любой рыболовной снасти.

При таком режиме эксплуатации, даже самая дорогая и продвинутая катушка выйдет из строя за пару сезонов. Механизм либо сотрется и будет проскальзывать, либо заклинит.

В последнем случае, рыболовный азарт может привести к поломке шестерен, от слишком сильного рывка. Выручает специальная смазка для безынерционной катушки.

В каких случаях и чем смазывать?

Каждый такой механизм, если вы им дорожите, нуждается в периодическом осмотре для выявления повреждений и степени его загрязнения. В идеале, такой осмотр необходимо производить после каждой рыбалки, он покажет, требуется ли смазка катушки. Процедуру смазки обязательно нужно проводить в следующих случаях:

  • Если в процессе рыбалки она попадала надолго в воду;
  • В случае если во время рыбалки катушка находилась в песке, или просто на земле и внутрь нее попали песчинки или другие загрязнения;
  • Перед началом нового рыболовного сезона;
  • В середине рыболовного сезона, при активном использовании катушки в разных режимах.

Зачастую некоторые рыболовы используют для этого обычное машинное масло или даже солидол. Но гораздо целесообразнее и безопаснее для механизма будет использование специальной смазки для рыболовных катушек, которую можно найти в любом приличном магазине рыболовных принадлежностей.

Смазка для рыболовной катушки бывает нескольких видов:

  1. Густая смазка. Такая смазка, ввиду того, что она не стекает, используется для ухода за шестернями и подшипниками.
  2. Специальная жидкая смазка. Предназначены для покрытия ротора и вала катушки.
  3. Универсальная смазка, получаемая путем смешивания жидкой и густой смазки. Используется как смазка спиннинговых катушек в походных условиях или в экстренных случаях.

Также в последнее время широкое распространение получила смазка для рыболовных катушек от брэнда EFELE. Она представлена в виде специального дозатора, который в отличие от аэрозольного балона, не разбрызгивается и удобно наносится даже в самые труднодоступные места рыболовной катушки.

Также смазка выдерживает температуры до – 50 градусов, что идеально подходит для рыбалки при сильных морозах. Важным моментом является то, что у этой смазки полностью отсутствует запах и, попадая на леску, она не отпугивает рыбу.

Безынерционные катушки

Самыми популярными у спиннингистов являются безынерционные модели. Их чаще всего устанавливают на удилище. Они обладают рядом особенностей, делающих их эксплуатацию простой и комфортной. Используя безынерционную катушку, можно снизить риски образования «бороды»

Также немаловажно, что такие модели позволяют сделать хорошие дальние забросы даже легких приманок

Так что для новичков самым лучшим вариантом будет именно безынерционная катушка. Но они устанавливаются не только на спиннинг. Можно все их разнообразие разделить на три группы. Катушки подразделяются на спиннинговые, карповые и матчевые.

Виды рыболовных катушек

Различают 3 основных вида рыболовных катушек:

  • инерционные;
  • безынерционные;
  • мультипликаторные.

Инерционные катушки самые недорогие и простые в эксплуатации. Большинство инерционных катушек не оборудованы механизмом торможения, который предотвращает лишний сход лески, поэтому рыболову приходится притормаживать пальцем барабан катушки.

Безынерционные катушки – наиболее универсальный и распространенный вид катушек. Они довольно сложно устроены и требуют постоянного ухода и регулярного (1-2 раза в сезон) смазывания.

Основной деталью такого вида катушек является шпуля – деталь, на ось которой наматывается леска. Размеры и вместительность шпули зависят от размеров самой катушки. Второй по значимости деталью является фрикцион – регулирующий тормоз, определяющий натяг, при котором шпуля плавно спускает леску при закрытом лескоукладывателе. Фрикцион, в зависимости от катушки, может располагаться спереди (передний) и сзади (задний)

Мультипликаторные катушки – наиболее надежные и самые высококачественные. Они представляют собой сложные механизмы с большим количеством всяких настроек. По конструкции она напоминает инерционную катушку, которая снабжена системой передач с передаточным числом (от 3 до 7). Передаточное число показывает, сколько оборотов шпуля совершит при одном обороте рукоятки катушки.

Зачем необходимо делать регулярный сервис для катушек

Каждый инвентарь, как и катушки для рыбалки, требует систематического осмотра в ситуации частого применения, нарушений правил эксплуатации, а также для обеспечения правильного хранения в межсезонье. В особо сложных случаях бывает нужен ремонт катушки.

Казалось бы, не так часто используемый элемент из комплекта заядлого рыбака, необходимо своевременно просмотреть, чтобы выявить нетипичный хруст, шумы и иные неисправности. Если неправильно хранился инвентарь, внутренние части механизма могут поржаветь, а также окислиться. Таким образом, срок использования подобной катушки значительно сократится.

Если брать во внимание регулярно применяемые снасти во время рыбалки, можно заметить, что катушка наиболее часто соприкасается с водой и береговым песком. Это усугубляется тем, что катушка, особенно безынерционная, состоит из множества мелких деталей (шестеренок, подшипников итд), которые не будут работать адекватно без своевременной смазки всех деталей


И устройство безынерционной катушки в разобранном виде

В случае проникновения мусора в двигающиеся детали катушки, нужно сразу же прочистить инвентарь на месте.

Требуется частично протереть салфеткой, потому что песок останется в недоступных местах, а в последующем нанесет повреждения втулкам, подшипникам, шестерням. Благодаря этому существенно будет сокращен срок эксплуатации катушек, а это может стать причиной неисправности.


Устройство безынерционной катушки снаружи

Как понять, что требуется сервис катушки

Обычно потребность очередного обслуживания катушки, работающей на безынерционном принципе, возможно понять по отличительным моментам:

  • наступает период первой рыбалки после зимнего простоя;
  • средина сезона;
  • диагностирование нетипичных звуков и текущий просмотр всех движущихся элементов, чтобы убедиться в отсутствии нестандартных шумов, трудного хода внутренних элементов;
  • систематическое осматривание в течение всего рыболовного сезона с целью определения целостности состояния подшипников, шестеренок, втулок, а также цвета масла, загрязненности, протечки;
  • внеочередная диагностика, если обнаружится неправильная работа механизма: возникают нехарактерные шумы, есть скрип, трудно перемещаются движущиеся конструкции, образовался люфт, есть наличие загрязненности песком.


Смазка и ремонт катушек для спиннинга нужно проводить несколько раз за сезон и после падения в воду, песок В реальности, оптимальнее делать диагностику довольно часто – через каждые 2 месяца в период сезона. Такую периодичность нужно соблюдать, если не видно ощутимых показаний к немедленной диагностике.

Таким образом, диагностика и периодический осмотр позволят избежать более серьезных поломок.

Чем смазывать катушку спиннинга

В теории смазкой для катушек может служить обычное машинное масло и даже солидол, но на практике для сохранения оптимальной работоспособности и обеспечения эффективной защиты рабочих поверхностей трущихся деталей лучше применять специальные смазывающие составы. Эти составы разрабатываются производителями катушек. Практически каждый бренд имеет собственные наработки в смазывающих составах, предлагающиеся для обслуживания девайса при его покупке, чем и стоит пользоваться. По консистенции смазки бывают жидкие — для обработки роторов и валов катушки, а также густые — для смазки шестерён и подшипников.

Одной из особенностей смазки рыболовной катушки считается универсальность некоторых видов составов, которые предназначаются для обработки всего механизма в целом. В последнее время на рынке появились эффективные силиконовые смазки для безынерционок и мультов в виде аэрозолей, которыми гораздо удобней обслуживать механизмы.

Как разобрать?

Для того, чтобы качественно провести ремонт, нужно хорошо знать и понимать то, как устроена и как работает катушка для спиннинга. В частности, нужно уметь разобрать её и, затем правильно собрать. Разберёмся в том, как это нужно правильно делать.

Самое первое правило, которое нужно усвоить — это то, что если вы делаете разборку, детали нужно выкладывать по-порядку. Удобно это делать слева направо. Механизм содержит немало разнообразных деталей и при сборке очень легко будет ошибиться вследствие невнимательности.

  • Перед началом процесса разборки возьмите ватку, смоченную в воде и удалите видимые следы грязи на поверхности катушки. При постоянном сматывании и разматывании лески, там останутся высохшие капли воды, следы грязи и слизи от рыбы. Там, где это сделать трудно, удобно будет воспользоваться ватной палочкой или чем-нибудь аналогичным. Если с помощью воды грязь удалить не получается, можно воспользоваться для этой цели бензином или спиртом. Если выполнить такую очистку неаккуратно, то это может существенно осложнить выполнение работы.
  • Далее необходимо снять все внешние части этого механизма. Самой первой откручивают гайку фрикциона. Затем нужно будет снять шпулю.
  • После её снятия, с этой оси нужно снять различные шайбы и шестерёнки. Они участвуют в работе фрикционного тормоза. Впоследствии их нужно будет одеть обратно в точности в том же порядке, в каком они находились первоначально.
  • Следующей снимается ручка фрикциона. Для этого откручиваются крепёжные шурупы. На этом заканчивается первоначальный этап разборки катушки.
  • Теперь приступаем к катушечному механизму. Для этого необходимо отвернуть зажимную гайку. Это можно сделать при помощи гаечного ключа или воспользоваться для этого плоскогубцами. Гайку нужно будет снять вместе с прокладкой.
  • Снимаем ротор.
  • Теперь приступаем к снятию лескоукладывателя. Для этого снимаем дужку, открутив крепёжные винты, затем вынимаем механизм лескоукладывателя.
  • Следующий этап состоит в размонтировании корпуса катушки. Сначала нужно открутить болт, которым крепится рычажок, который переключает катушку на обратный ход. Затем снимаем сам рычажок.
  • Затем, удалив болт, снимаем заглушку.
  • Теперь осталось снять стенки катушки. Обычно, в этом месте требуется приложить определённое усилие и будет удобно здесь воспользоваться пинцетом.
  • Сейчас мы приблизились к главной части, которая обеспечивает её вращение во время рыбной ловли. Конструктивно этот узел состоит из бегунка и двух шестерёнок. Сняв крышку механизма, вы можете не производить разборку самих шестерёнок. Достаточно их почистить ватной палочкой, удалив грязь и отработанную (почерневшую) замазку и, затем, смазать свежей замазкой. Однако, не исключена и такая ситуация, когда при разборке выяснится, что здесь всё в порядке: грязи нет и замазка вполне свежая. В таком случае, в этом месте делать ничего не придётся. Если же загрязнение сильное, то этот узел лучше будет разобрать, почистить и, затем, собрать заново.

Устройство катушки наглядно показано на этом рисунке:

Уход за безинерционной катушкой. Основные правила

После того, как закрылся сезон открытой воды, ответственные рыбаки занимаются обслуживанием и ремонтом своих снаряжений. Безинерционная катушка – довольно сложный механизм и для того, чтобы в решающий момент она не подвела, на рыбалке не доставляла неудобств и чтобы дольше прослужила, за ней необходим регулярный и грамотный уход.

Многие владельцы катушек подчас даже не имеют представления о том, как правильно должен производиться уход за безинерционной катушкой

Поэтому в этой статье хочется уделить внимание плановому техническому обслуживанию безинерционных катушек

Обслуживание любой безинерционной катушки следует проводить не менее одного раза в год. Это позволит поддерживать ее эксплуатационный и технический ресурс на необходимом уровне. Если же катушку часто используют в неблагоприятной среде для ее механизма (песчаная пыль, соленая вода, грязь и т.д.), или же катушка была уронена в воду, тогда смазывать ее необходимо в течение сезона использования несколько раз. Лучше всего если будет проводиться полная замена во всем механизме смазочных материалов, а не простое нанесение новой смазки поверх старой. Ведь для большинства уже не секрет, что в той воде, в которой мы ловим рыбу, содержится довольно огромное количество различных твердых (абразивных) микроэлементов, а те при попадании внутрь механизма безинерционной катушки, остаются на поверхности именно смазанных деталей.

Несколько советов

  • Также нужно остановиться на том, в каких случаях нужно делать профилактическую чистку и смазку безынерционной катушки.

    • Если её уронили в воду или она промокла во время непогоды, профилактическое обслуживание, в этом случае нужно выполнить обязательно.
    • После закрытия рыболовного сезона, для того, чтобы обеспечить правильное её хранение, необходимо выполнить её профилактическое обслуживание.
  • Не нужно забывать, что при покупке такой катушки, к ней обычно прилагается инструкция по сборке, воспользоваться которой будет полезно в данном случае.
  • Также заметим, что изнашивание подшипников часто происходит из-за того, что они работают без смазки. Если вы заботитесь о своём рыболовном снаряжении, то постарайтесь, чтобы этого с вашей катушкой не произошло.
  • При использовании некачественных видов машинного масла может оказаться, что оно будет коксоваться. Это особенно опасно для деталей, сделанных из алюминия. Поэтому старайтесь правильно выбирать масло для этой процедуры.
  • Если вы запустите катушку, то повреждения могут приобрести такой характер, что придётся искать деталям замену или покупать новую. С другой стороны, если вы внимательно будете относиться к её обслуживанию, она вас не подведёт и прослужит достаточно долго.

https://youtube.com/watch?v=z2GepKVpP9s

Обслуживание катушки

Как правило, новая безынерционная катушка имеет приятный бархатный ход, плавное и бесшумное вращение. Но после длительной эксплуатации, в механизме появляется некоторый хруст, шелест и вибрация. Чтобы избавиться или предотвратить такое, необходимо периодически производить разборку катушки, чистить ее от грязи и менять смазку.

Качественная смазка катушки делает работу катушки плавной и приятной, более того, новая смазка продлевает срок службы всех механизмов.

Профилактику катушки нужно делать периодически, несколько раз за сезон, в зависимости от частоты использования. И раз в год нужно делать полную разборку катушки с заменой смазки.

Естественно, что за катушкой нужно постоянно следить, не ронять ее на твердые поверхности, стараться избегать попадания воды в механизм и стараться избегать всевозможных загрязнений.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий