Рулевая консоль для лодки своими руками
Самодельное ДУ лодочным мотором. Консоль.
Watch this video on YouTube
Некоторые владельцы надувных лодок прибегают к самостоятельному изготовлению рулевой консоли. Это связано с тем, что заводские конструкции не соответствуют в полной мере желаемому комфорту при ее эксплуатации. Если укомплектовать плавсредство по желанию покупателя, то цена изделия может увеличиться в 2 раза.
Подобную конструкцию можно сделать самому, если учесть некоторые моменты:
- На рулевой консоли должен находиться руль (штурвал).
- Необходимо наличие таких приборов, как тахометр, вольтметр и эхолот.
- Обязательно присутствие сигнальных фонарей и звукового сигнала.
Ширина конструкции должна составлять 45 см. В ее основании устанавливается аккумулятор. Ноги управляющего плавсредством должны помещаться внутри конструкции. В связи с этим, все элементы конструкции не должны иметь острых краев. Основным материалом является водостойкая фанера, толщиной 12 мм.
Технология изготовления:
- Все элементы конструкции выпиливаются отдельно и собираются с помощью уголков для мебели.
- Все торцы деталей и соединения промазываются эпоксидным клеем.
- На лицевой панели следует предусмотреть место под редуктор.
- На панель выводятся все приборы и переключатели, а также трос аварийной остановки мотора.
- После всех подготовительных операций, конструкция шлифуется, покрывается стеклотканью и грунтуется.
- После этого, вся конструкция покрывается специальной водоотталкивающей краской.
- Конструкция крепится к пайолу лодки с помощью 5-ти надежных шурупов (винтов).
В дистанционное управление мотором входят следующие детали:
- Редуктор.
- Штурвал (руль).
- Машинка реверс-газ.
- Приборы контроля работы ПЛМ.
ДИСТАНЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЛОДКОЙ ПВХ
Watch this video on YouTube
Перед изготовлением консоли необходимо приобрести все элементы и подгонять консоль именно под эти детали.
Как правило, габариты консоли зависят от габаритов лодки, что считается основным фактором комфорта. Второй фактор не менее важный и упирается в финансовые возможности владельца лодки ПВХ. От этого фактора зависит, насколько комфортно и эстетично можно усовершенствовать плавсредство, чтобы на нем можно было путешествовать с большим удовольствием.
21.04.2017
Устройство газо-реверсных машинок
Дистанционное управление лодочным мотором газ реверс. Существует множество различных вариантов конструкций газо-реверсных машинок для дистанционного управления моторами. Однако на основании присутствия некоторых общих элементов можно разделить их на несколько видов. При этом их функционал может иметь значительные отличия.
Внутри блока управления располагается система рычагов, при помощи которой переключаются передачи, а также изменяется положение дроссельной заслонки и количество оборотов. Эта рычажная система сконструирована так, что сперва включается скорость, после чего для постепенного увеличения оборотов необходимо нажать на рычаг рукой.
Для связи коммандера с дроссельной заслонкой и с переключателем передач используются гибкие тросы или жёсткие тяги. В зависимости от применяемого типа соединения, дистанционное управление может быть тянущим либо толкающим.
- Первый вариант получил более широкое распространение. Команды от блока передаются на двигатель при помощи гибких тросов.
- Во втором случае для осуществления связи задействуются более жёсткие элементы.
Некоторые модели блоков ДУ оснащаются двумя управляющими системами.
- Первая из них приводит лодку в движение.
- Вторая обеспечивает работу мотора только на холостом ходу (в режиме прогрева). Включение рычага передачи становится возможным только после того, как температура двигателя поднимется до определённого уровня.
В некоторых моделях управление мотором осуществляется исключительно при помощи механики. Однако в более современных модификациях хотя бы в минимальном количестве присутствует электроника. Например, это могут устройства, предназначенные для спуска мотора в воду и его подъёма, старта и остановки. Также существуют дополнительные функции для обеспечения безопасности. К ним относится предохранительная чека в коммандере, система зажигания, включить которую можно только при наличии ключа, индикаторы, отображающие параметры работы двигателя и его техническое состояние.
От любого коммандера с электронными компонентами отходят соединительные кабели, которые необходимо подключить к соответствующим гнёздам мотора. При покупке системы следует удостовериться, что разъёмы на блоке и двигателе соответствуют друг другу.
По сравнению с толкающими системами, тяговые считаются более надёжными. Это объясняется тем, что штанги, используемые в ДУ первого типа, в процессе эксплуатации могут деформироваться, в результате чего команды передаются с некоторыми задержками. Кроме того, размещение жёстких тяг вблизи криволинейных поверхностей может быть затруднено.
Различные варианты систем ДУ могут предназначаться для установки по правому или левому борту лодки либо быть универсальными. Натяжение тросов и их длина настраиваются при помощи регулировочных винтов, которыми оснащается блок. Также в комплект входит специальная фурнитура, на которую крепят троса дистанционного управления для лодочного мотора.
Датчик эхолота
Датчик эхолота можно зафиксировать с помощью присоски, но в большинстве случаев на лодках ПВХ она плохо держится. В качестве решения проблемы можно приобрести трубочку из алюминия с наличием квадратного сечения. Просверливаем в трубке отверстия (сквозные), предназначенные для штифта.
Изготавливаем рым-яйцо и фиксируем с помощью клея в боковой верхней области баллона. Отрегулировать глубину погружения датчика можно легонько перемещая штифт. Нижнюю часть трубки оснащаем кронштейном для датчика. Вращая его по вертикали, можно добиться необходимого уровня наклона. По горизонтали вращение невозможно из-за профильной трубы.
Механическое рулевое управление
Набор стандартного механического рулевого устройства включает в себя следующие комплектующие:
- Механический рулевой редуктор. В зависимости от мощности мотора к управлению которым подключается этот узел, их делят на две группы: для двигателей до 55 л.с. и более 55 л.с. В свою очередь, рулевые редукторы второй группы (более 55 л.с.) имеют допуски к применению на моторах мощностью до 200 л.с. Вот только специалисты, рекомендуют двигатели после 150 л.с. оборудовать уже гидравлическими рулевыми системами, ввиду большой массы и мощности моторов.
- Рулевой трос. Трос металлический, запакованный в пластиковую оболочку, внутри которой свободно двигается. Марка троса зависит от модели редуктора. А вот его длину определяют, отталкиваясь от габаритов и конструкционных особенностей судна. Установленному на лодке двигателю мощностью до 55 л.с., соответствует марка троса М58, свыше 55 л.с. марка М66.
- Рулевые рычаги или тяги, подбираются согласно марке и количеству установленных на лодку моторов. Здесь нет четких правил установки и соответствия, поэтому каждый случай стоит рассматривать отдельно.
- Рулевое колесо или штурвал. Самая понятная даже новичкам часть рулевой системы. Крепится, как правило, на рулевой редуктор. Не имеет строгого соответствия, каким-либо конкретным рулевым системам.
Принцип действия механического рулевого управления следующий: поворот руля в левую или правую сторону приводит в движение шестерню рулевого редуктора, на которую наматывается рулевой трос, проложенный вдоль борта судна. К двигателю трос крепится посредством рулевых рычагов. Переключение передач, регулировка оборотов и угол наклона подъема двигателя также осуществляется через тросы, правда меньшего диаметра, так как нагрузка на них минимальна.
Плюсы механической дистанции:
- невысокая цена;
- беспроблемный монтаж;
- огромный выбор на рынке.
Без минусов тоже не обошлось:
- сравнительно недолгий срок службы;
- чувствительность тросов к особенностям укладки в корпусе судна;
- проблемы с управлением слишком мощными двигателями.
Цена среднего по качеству комплекта около 10 000 рублей.
https://youtube.com/watch?v=zjfqOkk_fiU
Когда нужно устанавливать рулевое для лодки
Прежде всего поговорим о том, а надо ли вообще покупать рулевое для катера или на лодку. И здесь сразу хочется заметить, что никаких обязательных требований по данному моменту законодательство не выдвигает. Конечно, если плавсредство по своей конструкции изначально оборудовано рулевым, то владелец обязан поддерживать его в стабильном рабочем состоянии. Но сегодня мы разбираем другую ситуацию: когда приобретен обычный катер или лодка, и владелец хочет установить дистанционное управление для лодочного мотора. В таком случае для покупки рулевого есть несколько объективных причин:
- Длительные переезды – сидеть вполоборота «в обнимку» с ПЛМ не самый лучший способ провести многочасовую водную прогулку. Мышцы быстро занемеют, управлять судном станет неудобно и ощущения от поездки явно будут не самыми положительными.
- Габаритное судно – ручное управление для ПВХ лодок до 3,5 метров еще можно назвать актуальным и удобным, а вот для плавсредств с длиной корпуса от 4 метров такой контроль движения уже может стать небезопасным. Дело в том, что из-за большого расстояния ухудшается обзор вперед, а если при этом судно отличается еще и избыточным кормовым дифферентом, то видимость вовсе сильно понизится.
- Характер использования плавсредства – под этим пунктом подразумевается цель покупки лодки и условия эксплуатации. Например, рыбаку удобно управлять лодкой ПВХ через дистанционное управление из-за того, что в любой момент можно освободить руки для удочки и быть уверенным в полном контролировании движения плавсредства. Любителям же водных прогулок руль необходим для уверенного и удобного управления судном.
- Комфорт – если позволяют габариты судна и финансовые возможности, то почему бы и не обеспечить свой катер возможностью дистанционного режима управления. Без сомнений, такая опция поспособствует проведению более комфортных и безопасных выходов на воду.
Вот основные причины, способствующие приобретению дистанционки для маломерных судов. А сейчас предлагаем рассмотреть, как же устроено дистанционное рулевое устройство для моторной лодки или катера и по какому принципу оно работает.
Выбор рулевого лодочного троса
Первое при выборе троса – правильно рассчитать его длину. Для самостоятельного расчета длины нужно сложить следующие параметры: длину расстояния от центра рулевого редуктора до борта лодки, длину вдоль борта лодки и половину ширины транца. Положить рулевой трос можно по любому борту, правому или левому. Изгиб, равный 90 градусам, предполагает вычитание 10 см. Получился определенный результат, к которому добавим еще плюс 30 см, если трос крепиться непосредственно к двигателю. Обычно длину троса дистанционного управления указывают в футах, для этого полученный результат измерений умножаем на 3,28. Результат может быть не целым числом, в таком случае просто округляем полученный результат. В итоге получился примерный показатель длины троса.
После расчета длины троса, нужно определить подходящую категорию троса, это:
- тросы M-58, предназначены для использования в системах рулевого управления подвесных лодочных моторов мощностью до 55 л.с. (для судов, которые не глиссируют) и мощностью до 30 л.с. (для глиссирующих судов)
- тросы Big-T и M-66, подходят для эксплуатации в системах рулевого управления подвесных лодочных моторов мощностью до 300 л.с.
Рулевые тросы класса М-58 и Big-T стыкуются с рулевыми редукторами с помощью резьбового соединения. Тросы класса М-66 стыкуются с помощью механизма стопор-паз, оно менее надежно при избыточных нагрузках, но благодаря ему расширяется выбор рулевых редукторов.
Топ 7 лучших консолей рулевого управления
В продаже есть много вариантов рулевых систем дистанционного управления ПЛМ, вот несколько лучших вариантов для судна ПВХ с разными видами крепления, это:
Консоль палубная, узкая.
Стоимость до 18 тысяч рублей.
Характеристики:
- реализуется белого или серого цвета;
- изготавливается из стеклопластика;
- габаритные размеры, 80*50*115 сантиметров (длина, ширина, высота).
Рулевая консоль с палубным креплением и стеклом, широкая.
Стоимость изделия 18 тысяч 900 рублей.
Характеристика продукции:
- цветовая гамма – белая, серая;
- изготавливается из стеклопластика;
- защитное стекло и защитный поручень;
- габаритные параметры: 90*60*110 сантиметров (длина, ширина, высота).
Рулевая стойка из нержавейки, «Компакт».
Стоимость 9 тысяч 900 рублей. Стойка изготовлена из трубного материала диаметром 25 миллиметров. Центральная панель ее адаптирована под установку редуктора типа: Т85 или G12, а также G10 или Т67. Машинка реверс-газ устанавливается на монтажную панель с правой стороны. Имеется в комплекте хомутовые крепления.
Малая рулевая стойка (крепление на два баллона)
Стоимостью 8 тысяч 900 рублей. Устанавливается на лодки ПВХ, она сделана из нержавейки. Крепление осуществляется при помощи рымов с наклейкой, поставляется комплектно и клей. Рулевая стойка адаптирована под любой рулевой редуктор и установки контроллера реверс-газ. В комплекте есть инструкция установки изделия.
Рулевая стойка из нержавейки с креплением на баллон лодки.
Стоимость 5 тысяч 950 рублей. Популярна консоль, так как такой вид крепления наиболее предпочтительней для судоводителей, экономится место в лодке. Стойка предназначена для крепления на ней редуктора управления и контролера реверса-газа. Комплектно с изделием поставляются крепления к лодке.
Консоль рулевая мини
Стоимость изделия 11 тысяч 450 рублей.
Характеристика:
- цвет белый или серый;
- материал – стеклопластик;
Крепление на левый или правый баллон лодки диаметром до 55 сантиметров, крепление поставляется в комплекте;
- консоль адаптирована под штурвал, редуктор и контролер реверса-газа, они приобретаются отдельно;
- параметры изделия: 530*540*470миллиметров (длина, ширина, высота), весом до 2,5 килограмма.
Пластиковая рулевая консоль с сиденьем
Установка правосторонняя, размеры консоли 50-59*59-65*48-56 сантиметров, высота поставляемого сиденья: 44-48 сантиметров. Вес изделия до 65 килограмм, стоимость консоли 55 тысяч рублей.
Приобретая стандартные модели рулевых конструкций в магазине, проверяйте комплектацию. Многие изделия должны поставляться с инструкцией по установке.
Рулевая мини-консоль для лодки ПВХ
Основным отличием мини-консоли от стандартной являются её габариты. Она также подходит для малогабаритных плавательных средств, а основное её достоинство – малый размер. Такая консоль не занимает на плавсредстве лишнего места.Достоинства такой модели:
- консоль можно установить на различные лодки из ПВХ;
- небольшие размеры и вес, простота установки;
- устанавливается на баллон с помощью прикреплённых на него специальных переходников.
Характеристики и цены
- Размеры консоли: 480-490*510-520*430-460;
- Вес: 2,6-3 кг;
- Габариты упаковки: 525 * 540 * 470;
- Объём – 0,140 м2;
- Вес консоли в упаковке = 3,8-4,5 кг.
Цена такой консоли: от 7500 до 11750 рублей.
Алюминиевые лодки
Алюминий – практичный, износоустойчивый вариант для водного транспорта. Но даже такой легкий металл может быть преобразован и доработан, когда речь идет о тюнинге алюминиевой лодки своими руками.
- Модернизируйте подводные детали корпуса судна для улучшения ходовых качеств судна. Это совершенствование подводными крыльями, поперечными и продольными реданами, криолинами, транцевыми клиньями, тоннелями, гидрошайбами, брызгоотбойниками.
- Установите регулируемую плиту для изменения углового крена или рулевой механизм, с помощью которого будет проще пришвартоваться во время непогоды.
- Покройте лодочное днище специальным защитным составом.
- Замените гребной винт или водомет. Это позволит значительно сэкономить топливо и улучшить скорость.
- Снабдите алюминиевую лодку электронными системами и приводом. Например, трюмный водяной насос, помпу-запаску, навигатор, светодиодный вариант стояночных и ходовых огней.
- Улучшите рулевое управление. Например, установите гидравлический привод руля.
- Вооружите судно контрольными приборами (тахометром, указателем топлива, температуры, часами и прочим).
- Позаботьтесь о радиосвязи и эхолоте.
- Повысьте комфорт передвижения, оснастив лодку автономным отоплением, лебедкой с якорем, электромотором или музыкальной системой.
- Для привлекательного внешнего вида позаботьтесь об установке флагштока, защитного тента, держателей для инвентаря.
- Пассажирам будет комфортно в кокпите с установленными палубными кронштейнами для столешниц, кресел.
Рулевое управление для лодочных моторов различных производителей
Магазинов, продающих запчасти и аксессуары на лодки и катера тысячи. Не меньше и фирм производителей как лодочных моторов, так и комплектующих к ним. Поэтому мы попробуем составить среднюю картину по ценам на известные марки моторов и рулевых систем к ним.
Ямаха. Признанный гранд. Производит двигатели для различных климатических условий, мощностью от 30 л.с. до 350 л.с. Большая часть моторов Ямаха поставляется с дистанционным управлением в комплекте.
Если все же возникла необходимость в приобретении нужного оборудования отдельно, то разумным выбором будет покупка запчастей именно японских фирм, ценник в районе 30 000-50 000 рублей.
Неплохо справляются со своей ролью итальянцы, признанные мастера корабельных дел, цены на их продукцию расположены возле отметки 30 000 рублей. Бодро, впрочем, как и на остальной рынок в нишу лодочных аксессуаров входят азиаты: Китай, Тайвань. Их цены ниже, 10 000–15 000 рублей, но и качество, ставшее нарицательным, заставляет с придирчивостью относиться к выпускаемой ими продукции.
Моторы других популярных фирм, как Сузуки, Хонда, Тохацу, Меркурий можно не рассматривать отдельно. К ним применимы все вышеперечисленные правила и цены.
Итожа все сказанное, можно прийти к таким выводам: гидравлические системы управления двигателями, более надежны, универсальны, но и существенно дороже систем механической дистанции. Приличный комплект, да если с электронным тюнингом, потянет где-то на 150 000 рублей.
Механические (тросовые) системы управления, стоит рассматривать от 20 000 рублей, это комплект самого необходимого оборудования весьма недурного качества.
Вот такой ценовой диапазон. А что выбрать, решать только вам, владельцы лодок и катеров. Стоит только помнить о «золотой середине» и не забывать поговорку «Скупой платит дважды». Удачи и семь футов под килем!
Как выбрать хороший катер на радиоуправлении
В процессе выбора лодки на радиоуправлении, нужно подробно рассмотреть такие параметры, как:
- тип двигателя;
- максимальный радиус действия;
- форма корпуса;
- размеры.
Каждый из них нужно рассмотреть подробнее.
Тип двигателя
Современные радиоуправляемые катера оснащаются как электродвигателями, так и двигателями внутреннего сгорания. Лучше выбрать электрическую модель, так как она не требует постоянного обслуживания, проста в эксплуатации.
В электрических лодках устанавливаются коллекторные и бесколлекторные двигатели:
- бесколлекторные – высокоскоростные, мощные, не требуют соблюдения жестких правил при эксплуатации, ответственного обслуживания;
- коллекторные – не обладают такой высокой скоростью вращения, как бесколлекторные, однако, не требовательны к обслуживанию.
Для новичков лучше выбирать коллекторные модели.
Размер
В процессе выбора размеров катера, нужно руководствоваться правилом: чем больше радиоуправляемая модель, тем лучше будет ее устойчивость на волнах, боковому ветру. Для небольших спокойных водоемов будет достаточно лодки длиной не более 80 см. Для больших водоемов, рек с волнами, лучше выбрать большую по габаритам модель, чтобы она лучше проходила через волны, сопротивлялась ветру.
Форма корпуса
Зависимо от формы корпуса, радиоуправляемые модели можно разделить на 2 группы.
- Катера – маневренные, высокоскоростные модели. Однако, из-за особенностей формы имеют низкую устойчивость.
- Катамараны – устойчивые, менее быстрые чем катера.
Выбор будет зависеть от личных предпочтений, удобства при управлении.
Радиус действия
Важный параметр, от которого зависят возможности в плане запуска моделей на больших водоемах. Если речь касается бассейнов, небольших прудов, лучше выбирать модели с радиусом действия в 40-50 метров. Для больших озер, рек, рекомендуется приобретать радиоуправляемые катера с радиусом действия в 300-400 метров.
Виды рулевого управления на маломерных суднах
На сегодняшний день рулевые устройства для водного транспорта классифицируют по принципу действия и конструкционным особенностям. Для начала предлагаем изучить нюансы работы устройств различного типа, а затем уже ознакомиться с возможными вариациями конструкций.
Механическое устройство
Установка на лодку рулевого редуктора механического типа наиболее проста и доступна по стоимости для владельцев малогабаритных суден. По своей конструкции механическая дистанция на лодочный мотор состоит из следующих узлов:
- Механический редуктор – различают 2 типа, используемые на ПЛМ мощностью до 55 л.с. и на ПЛМ с мощностью 55 – 150 л.с. Если на судне установлен более мощный двигатель, вместо механического устройства рекомендуют использовать гидравлику.
- Рулевой трос – металлический шнур с защитной пластиковой оболочкой. Длина зависит от габаритных параметров судна, а марка вновь определяется по мощности ПЛМ. Двигатели до 55 л.с. комплектуются тросами М58, а более мощные приборы снабжают тросами М66.
- Рулевые тяги – полностью соответствуют силе установленного мотора.
- Штурвал – собственно, сам рычаг управления, который крепится на рулевой редуктор. Особых требований к этой детали не выдвигается, и ключевыми параметрами считаются лишь габариты судна и предпочтения пользователя.
Дистанционное управление на лодку ПВХ механического типа действует по следующему принципу. Поворот руля в сторону приводит в движение шестерню редуктора, на которую намотан трос, проложенный вдоль борта судна. Этот трос с помощью рулевых рычагов прикреплен к двигателю, которому и передается импульс. Также конструкция предусматривает ряд тросов меньшего диаметра, посредством которых переключаются передачи, регулируются обороты и угол наклона двигателя.
Механические рулевые стойки для ПВХ лодок привлекательны невысокой стоимостью (до 10 тысяч рублей) и легкостью установки. Но вместе с тем, по сравнению с другими типами такая установка больше подвержена износу и требует более тщательного ухода.
Гидравлическая рулевая система
Гидравлика, как правило, устанавливается на судах с моторами мощностью в 150 и более лошадиных сил. Например, это могут быть мини-яхты и крупные стеклопластиковые или алюминиевые катера. При этом конструкция гидравлической системы включает в себя следующие элементы:
- Помпа рулевого привода (масляный нос);
- Гидроцилиндр;
- Гидравлические шланги;
- Рулевое колесо.
Принцип работы такого устройства, в отличии от механики, более сложный. Рулевое колесо закрепляется на валу помпы, и при вращении штурвала помпа посылает сдавленное масло в полости гидроцилиндра, который с помощью шлангов крепится на ПЛМ. Гидроцилиндр разделен на 2 полости, и при вращении руля давление в одном из отсеков повышается, отчего поршень направляет усилие в сторону двигателя или поворотной колонки.
Важным условием надежной работы гидравлики является качественное масло, не подверженное сжатию и вызывающее минимальное трение. Эти параметры важны для исключения люфта, мешающего качеству передачи сигнала. Кстати, высокая точность сигнала способствует тому, что рулевая машинка лодочного мотора чутко реагирует на малейшее усилие. Этот момент вкупе с надежной работой и ценят пользователи гидравлики. Минус такой конструкции лишь в цене, которая в среднем составляет порядка 30 тысяч рублей.
Электронное дистанционное управление на лодку
По своей сути электроника – это не отдельный тип управления, а скорее опция к гидравлике и механике. Установка электрооборудования просто помогает достичь ряда преимуществ, а именно:
- Отказ от использования тросов и, как следствие, повышение удобства и безопасности рулевой системы;
- Исключение установки тросов на переключатель передач;
- Возможность единого контроля нескольких спаренных двигателей.
В общем, электроника способствует большему комфорту и удобству управления, но и стоит такое дополнение не мало. В среднем, чтобы купить комплект рулевого управления на лодку с электрооборудованием и провести монтаж системы с помощью специалистов, потребуется порядка 100-120 тысяч рублей. Поэтому на малогабаритных лодках и катерах подобная система почти не встречается. Вообще, в подавляющем большинстве случаев руль для лодки ПВХ имеет механический тип управления, поэтому именно о нем далее подробно и поговорим.
Недостатки
При всех своих достоинствах, электрические лодочные моторы имеют и целый ряд недостатков:
- Необходимость приобретения специальной тяговой аккумуляторной батареи, стартовые автомобильные аккумуляторы не подходят для использования с электрическими лодочными моторами.
- Аккумуляторная батарея имеет большой вес, что сводит на нет преимущество небольшого веса самого лодочного электромотора.
- Электрические лодочные моторы не отличаются высокой мощностью, поэтому ими не возможно пользоваться на сильном течении и при сильном встречном ветре.
- Из-за своей невысокой мощности, лодочные электромоторы способны обеспечить лишь небольшую скорость движения лодки (до 8 км/час). На скорость лодки влияют сила и направление течения, масса самой лодки и количества находящихся в ней пассажиров и груза.
- Ограниченное время работы. Заряда аккумуляторной батареи чаще всего хватает на 3-5 часов непрерывной работы мотора. Зарядить аккумулятор в полевых условиях невозможно, что делает невозможным эксплуатацию мотора в отдаленных от населенных пунктов местах.
Классификация двигателей
Каждый тип двигателя имеет свои достоинства и слабые места, которые следует учитывать при выборе. Рассмотрим особенности моторов в соответствии с их классификацией.
Бензиновый
Для работы такого мотора необходимо установить на лодке топливный бак и предварительно подготовить смесь бензина с маслом. Подвесной двигатель бензинового типа способен быстро разогнать лодку. Работа мотора сопровождается образованием выхлопных газов и является достаточно шумной. И хотя такой мотор нельзя назвать экологически чистым, однако он достаточно популярен.
Свои достоинства и слабые места имеет каждый тип двигателя
Электрический
Функционирование лодочных электромоторов осуществляется от аккумулятора. Такие двигатели не нуждаются в масле и бензине, не загрязняют окружающую среду, имеют меньший, по сравнению с бензиновыми, вес и более компактны. С экономической точки зрения эксплуатация подвесного электромотора намного дешевле, чем бензинового.
2-х тактные моторы
Двухтактники имеют высокие стартовые характеристики, уменьшенный по сравнению с четырехтактным двигателем вес и более доступную цену. Мотор легко привести в рабочее состояние после погружения, слив воду из бензинового насоса и карбюратора. После этого двухтактный двигатель легко заводится. Главные недостатки – увеличенный расход топлива и повышенный шум.
4-х тактные моторы
По сравнению с двухтактными подвесными двигателями, четырехтактные моторы имеют увеличенный ресурс эксплуатации, достигающей более 5 тысяч моточасов. Четырехтактники потребляют меньше топлива, чем двухтактные двигатели и создают меньший уровень шума. Отработанные газы, благодаря более совершенной системе подачи топлива, имеют меньшую токсичность. Недостаток четырехтактных моторов – дорогая цена и увеличенная масса.
Виды рулевого управления на маломерных суднах
На сегодняшний день рулевые устройства для водного транспорта классифицируют по принципу действия и конструкционным особенностям. Для начала предлагаем изучить нюансы работы устройств различного типа, а затем уже ознакомиться с возможными вариациями конструкций.
Механическое устройство
Установка на лодку рулевого редуктора механического типа наиболее проста и доступна по стоимости для владельцев малогабаритных суден. По своей конструкции механическая дистанция на лодочный мотор состоит из следующих узлов:
- Механический редуктор – различают 2 типа, используемые на ПЛМ мощностью до 55 л.с. и на ПЛМ с мощностью 55 – 150 л.с. Если на судне установлен более мощный двигатель, вместо механического устройства рекомендуют использовать гидравлику.
- Рулевой трос – металлический шнур с защитной пластиковой оболочкой. Длина зависит от габаритных параметров судна, а марка вновь определяется по мощности ПЛМ. Двигатели до 55 л.с. комплектуются тросами М58, а более мощные приборы снабжают тросами М66.
- Рулевые тяги – полностью соответствуют силе установленного мотора.
- Штурвал – собственно, сам рычаг управления, который крепится на рулевой редуктор. Особых требований к этой детали не выдвигается, и ключевыми параметрами считаются лишь габариты судна и предпочтения пользователя.
Дистанционное управление на лодку ПВХ механического типа действует по следующему принципу. Поворот руля в сторону приводит в движение шестерню редуктора, на которую намотан трос, проложенный вдоль борта судна. Этот трос с помощью рулевых рычагов прикреплен к двигателю, которому и передается импульс. Также конструкция предусматривает ряд тросов меньшего диаметра, посредством которых переключаются передачи, регулируются обороты и угол наклона двигателя.
Механические рулевые стойки для ПВХ лодок привлекательны невысокой стоимостью (до 10 тысяч рублей) и легкостью установки. Но вместе с тем, по сравнению с другими типами такая установка больше подвержена износу и требует более тщательного ухода.
Гидравлическая рулевая система
Гидравлика, как правило, устанавливается на судах с моторами мощностью в 150 и более лошадиных сил. Например, это могут быть мини-яхты и крупные стеклопластиковые или алюминиевые катера. При этом конструкция гидравлической системы включает в себя следующие элементы:
- Помпа рулевого привода (масляный нос);
- Гидроцилиндр;
- Гидравлические шланги;
- Рулевое колесо.
Принцип работы такого устройства, в отличии от механики, более сложный. Рулевое колесо закрепляется на валу помпы, и при вращении штурвала помпа посылает сдавленное масло в полости гидроцилиндра, который с помощью шлангов крепится на ПЛМ. Гидроцилиндр разделен на 2 полости, и при вращении руля давление в одном из отсеков повышается, отчего поршень направляет усилие в сторону двигателя или поворотной колонки.
Важным условием надежной работы гидравлики является качественное масло, не подверженное сжатию и вызывающее минимальное трение. Эти параметры важны для исключения люфта, мешающего качеству передачи сигнала. Кстати, высокая точность сигнала способствует тому, что рулевая машинка лодочного мотора чутко реагирует на малейшее усилие. Этот момент вкупе с надежной работой и ценят пользователи гидравлики. Минус такой конструкции лишь в цене, которая в среднем составляет порядка 30 тысяч рублей.
Электронное дистанционное управление на лодку
По своей сути электроника – это не отдельный тип управления, а скорее опция к гидравлике и механике. Установка электрооборудования просто помогает достичь ряда преимуществ, а именно:
- Отказ от использования тросов и, как следствие, повышение удобства и безопасности рулевой системы;
- Исключение установки тросов на переключатель передач;
- Возможность единого контроля нескольких спаренных двигателей.
В общем, электроника способствует большему комфорту и удобству управления, но и стоит такое дополнение не мало. В среднем, чтобы купить комплект рулевого управления на лодку с электрооборудованием и провести монтаж системы с помощью специалистов, потребуется порядка 100-120 тысяч рублей. Поэтому на малогабаритных лодках и катерах подобная система почти не встречается. Вообще, в подавляющем большинстве случаев руль для лодки ПВХ имеет механический тип управления, поэтому именно о нем далее подробно и поговорим.