Преимущества и недостатки
Моторные лодки имеют широкую популярность во всем мире, что обусловлено их достоинствами:
- Относительно небольшая стоимость по сравнения с другими видами маломерных судов (катера, яхты);
- Простая конструкция и несложное управление, что позволяет эксплуатировать моторную лодку людям, не имеющим специального образования;
- Возможность хранения моторной лодки на берегу, а не на плаву у пирса, что продлевает срок службы лодки (лёгкий и прочный корпус не сминается о грунт и позволяет вытаскивать лодку на берег усилиями двух человек);
- Возможность выбора и быстрой замены подвесного мотора;
- Дорогостоящий мотор можно снять и хранить в надёжном месте;
- Относительно высокая скорость хода;
- Возможность безопасной стоянки у неподготовленного берега;
- Возможность перевозки на легковом автомобиле (на специальном прицепе).
Недостатки моторных лодок:
- Малая грузоподъёмность, небольшой объём обитаемой зоны;
- Невысокие мореходные качества;
- Худшая экономичность подвесных двигателей по сравнению со стационарными, устанавливаемыми на катерах.
Второй способ тюнинга
Лодка МКМ, технические характеристики которой оставляют желать лучшего, может быть усовершенствована своими силами, посредством установки поперечного редана. Изготовить этот элемент можно из дюралевого или похожего листового сплава толщиной полтора миллиметра. После подготовки обеих частей детали, необходимо придать ей вогнутую форму, обстучав деревянным молотком.
Носовая кромка редана обрабатывается таким образом, чтобы обеспечивалось плотное прилегание к обшивке. Поддерживающие и соединяющие планки изготавливаются из твердых пород древесины или текстолита. Прежде чем проводить окончательный ремонт лодок МКМ, следует листы загрунтовать и покрасить. Крепеж берется в виде винтов из нержавейки или оцинкованного железа. Дополнительно места фиксации можно усилить при помощи эпоксидного клея.
Лодка МКМ, отзывы о которой сложно назвать лестными, может быть модернизирована при помощи дополнительных транцевых плит с регулируемым углом атаки (дополнительно к редану). За счет регулировки величины угла, появится возможность корректировать нагрузку между плитами и реданом. Это позволит достичь оптимального дифферента в зависимости от нагрузки и климатических условий.
Полезным дополнением к рассматриваемому судну станут скуловые отбойники против брызг. Они крепятся на бортах в двух метрах от форштевня. Соорудить детали можно из легкосплавной полосы, смонтированной на корпусе посредством дюралевого угольника либо частей, нарезанных из него. Для более эффективного отражения брызг поверхность отбойников должна смотреть вниз под углом 10 градусов.
Мореходные характеристики лодки МКМ
При использовании большого мотора и заявленных характеристик корпуса, лодку МКМ лучше не использовать при больших волнах и на большом расстоянии. Рыбаки советуют применять ее при стоячей воде или при полном штиле. Мореходные показатели заявлены следующими:
Оптимальная мощность двигателя 18 л.с., если больше, судно может легко опрокинуться.
Лодка МКМ, вид сверху и сбоку У лодки МКМ фото максимально подробно показывают, что форма и размеры судна не ориентированы на большие волны либо дальние поездки. В частности это ограничено следующими недостатками конструкции:
скулы на лодке расположены достаточно низко.
Основные данные мотолодки «МКМ» | |
---|---|
Длина наибольшая, м | 4,10 |
Ширина наибольшая, м | 1,52 |
Высота борта на миделе, м | 0,57 |
Угол килеватости днища на транце | 2° |
Масса с оборудованием и снабжением, кг | 150 |
Грузоподъемность, кг | 400 |
Пассажировместимость, чел. | 4 |
Допустимая мощность ПМ, л. с. | 25 |
Скорость под мотором 25 л. с. с полной нагрузкой, км/ч | 32 |
Выпуск дюралевой мотолодки «МКМ»
, спроектированной Ярославским судостроительным заводом, был начат в 1968 г. на нескольких судостроительных заводах. Благодаря более высокой остойчивости, прочности корпуса и высоте надводного борта эта лодка должна была заменить мотолодку типа «Казанка», оказавшуюся недостаточно безопасной при установке подвесных моторов мощностью свыше 12 л. с. В то же время конструкция корпуса и оборудование лодки были выполнены аналогичными «Казанке» – единственному в то время эталону промышленной мотолодки из легких сплавов, выпускаемой в СССР. Прототипом для теоретического чертежа послужила мотолодка «МК-29», имеющая плоско-килеватые обводы днища с малой килеватостью и небольшим завалом бортов внутрь у транца.
Непотопляемость
Запас плавучести обеспечивается за счет воздушных герметичных отсеков общим объемом 258 литров (90 на носу, 169 на корме). В отличие от пенопласта воздушные камеры не боятся бензина, не подмокают. В то же время в случае пробоя они не способны выполнять свою функцию. Толщина дна и палубы 1,5 мм. Поэтому стирание киля ей не страшно. Катер крепкий, выносливый. Согласно характеристикам лодки МКМ плавсредство должно оставаться в горизонтальном положении при заполнении, обеспечить безопасность четырем пассажирам на плаву, держащихся за катер.
Статическая остойчивость высокая. Можно спокойно садиться, становиться в полный рост на борт без опасения крена. Одна из редких конструкций, позволяющая рыбачить с носовой палубы. Вместе с тем продольная остойчивость желает оставлять лучшего. В 1967 г. были произведены первые испытания при высоте гребней 30-50 см показали, что с ПМ “Москва” и командой из 4 человек.
Надводная часть, м | |||||
---|---|---|---|---|---|
Нагрузка | Водоизмещение, кг | Нос | Миндель | Корма | Осадка, м |
Пустая, с ПМ, топливом | 200 | 0,51 | 0,47 | 0,36 | 0,12 |
4 человека | 540 | 0,4 | 0,4 | 0,32 | 0,19 |
5 человека | 625 | 0,38 | 0,38 | 0,3 | 0,21 |
Надводная части корпуса выступала на 25 см от верхней кромки выреза под двс при полной загрузке на спокойной воде. Чтобы снизить риски было принято решение установить водонепроницаемую переборку моторного отсека. Однако эта мера не давала должных результатов. На помощь пришел автоматический шпигат. Остойчивость оказалась на высоком уровне. Это доказали практические испытания. Трое пассажиров из четырех садились на край палубы. При этом его надводная часть поднималась над водяной гладью на 20 см. Если один человек вставал на борт, заливания, опрокидывания не наблюдалось.
Продольная остойчивость измерялась на Вихре весом 47 кг. При его установке двое пассажиров вставали в моторный отсек. В результате до воды от верхней кромки выреза транца было 10 см. Непотопляемость была проверена через затопление с заменой ПМ, вместо которого была использована стальная плита массой 60 кг. Корма была под водой, на поверхности оставался форштевень выдававшийся на 20 см. Если балласт перемещался к боковой стороне кормы, сохранялась положительная остойчивость без крена.
Объема воздуха в отсеках было достаточно для удержания одного человека, когда он стоял на палубе. При высоте надводного борта 6 см. Благодаря приведенным характеристикам лодки ее часто использовали спасательные станции (при извлечении человека из водоема судно сохраняло равновесие, гарантировало безопасность экипажа).
https://www.youtube.com/watch?v=rM6pvvNaceUVideo can’t be loaded: Лодка МКМ под Yamaha 15 (https://www.youtube.com/watch?v=rM6pvvNaceU)
Под мотором
Сравнивая описания двигателей, можно сказать, что выгоднее использовать Tohatsu, поскольку он потребляет минимальное количество топлива. Тем не менее, отечественные модели стоят на порядок меньше, дешевле в обслуживании. Запас прочности транца МКМ не выдерживает превышения мощности, склонен к растрескиванию. А поскольку АМг не варится, производить ремонтные работы можно только через заклепки.
Под Вихрем 30 при максимальной загрузке обводы Ярославки начинают работать, как положено. Если ПМ слабее, волну проходит не носом, а днищем, разбивая заклепки. Сбрасывать обороты лучше постепенно. Свыше 32 км/ч вождение приобретает экстремальный характер, поэтому превышать рекомендуемый показатель не рекомендуется. При мощности в 25 л.с. выходит на глисс с грузом 300-400 кг. Резких маневров не любит. Корпус с днищем малой килеватости при увеличении скорости начинает опускать нос, рыть. При добавлении газа быстрее бежать Ярославка не будет.
Описание и технические характеристики
Моторная лодка МКМ имеет следующие эксплуатационные параметры:
- длину – 4,2м;
- ширину – 1,5м;
- высоту борта – 0,45-0,58м (на транце и миделе);
- килеватость — 20-70 (на миделе и транце);
- полную массу – 150 кг;
- вместимость пассажиров – 4 чел.
На борту допустима перевозка груза весом до 400 кг, мощность двигателя не должна превышать 25л.с.
Внешний вид
Острые обводы корпуса позволяют катеру легко переходить в режим глиссирования и смягчают силу ударов о воду. Жестко зафиксированное лобовое стекло может задевать за опущенные в воду ветви деревьев, мешать проходу под навесными мостами, создавать другие помехи во время охоты или рыбалки.
Эксплуатация лодки допустима при высоте волны, не превышающей 30 см. При выходе в морские заливы и другие обширные водяные пространства не рекомендуется удаляться от береговой линии дальше 1000м.
Особенности конструкции
Корпус лодки собран из дюралюминиевых элементов, соединенных при помощи клепки. Головкам крепежа придана обтекаемая форма для снижения сопротивления при движении. Толщина металла на палубе и днище составляет 1,5 мм, на бортах – 1 мм. Герметичная переборка разделяет кокпит и отсек для размещения двигателя, при необходимости закрывающийся на замок. Для крепления подвесного мотора предусмотрен специальный вырез.
Непотопляемость обеспечивается обустроенными в передней и задней части судна герметизированными секциями объемом 90 и 168л. Сухое багажное отделение, расположенное в пространстве между шпангоутами на носу лодки и под палубой оборудовано запорным механизмом. Пара сидений спереди снабжена механизмом для откидывания спинок, сзади находятся поперечные расположенные банки.
Схематичное изображение лодки показано на следующем чертеже:
Таблица скоростей лодки МКМ
Скорость движения катера с некоторыми видами моторов показана в следующей таблице:
Управление лодкой на высоких скоростях требует опыта и умения, поэтому не стоит двигаться быстрее 35 км/ч. С мотором мощностью в 25л.с. катер выходит в режим глиссирования даже с грузом в 400 кг. Установка более мощного двигателя приводит к растрескиванию транца, не рассчитанного на такие нагрузки.
Обитаемость
Для снижения стоимости катера тент из комплектации убрали, а зря. Вода, перекатываясь через нос и ветровое стекло, заливает кокпит. Если удается избежать такой ситуации, все равно водитель у румпеля получает свою порцию брызг. Поэтому при приобретении данного плавсредства желательно приобрести либо пошить тент. Астраханка устойчива, однако посадка пассажиров при отсутствии пирса затруднена, так как им приходится проходить с палубы через ветровое стекло с деревянными сидениями банок. Легко поскользнуться, получить травму. Это лечится путем установки калитки на ветрозащиту.
Жилое пространство просторное. Сняв банки, можно втроем ночевать в спальниках. Однако стоит помнить о том, что Харьковчанка не любит гребней более 25 см. Если для водоема характерна быстрая смена погоды, лучше не рисковать. Для рыбалки Астраханки очень удобны, потому что внутри достаточно места, просторно. Нет элементов, за которые цепляются снасти. Можно опираться на борт без опасения оверкиля. При большом улове это незаменимое качество.
Два вместительных рундука обеспечивают защиту багажа от влаги. Так как они запираются, при транспортировке на прицепе можно судно не разгружать. Это сокращает время спуска, доставки в гараж после отдыха. Причем багажники вместительные, позволяют взять с собой все необходимые снасти ,средства индивидуальной защиты и т.д. без потери полезного пространства на кокпите. Два носовых сиденья снабжены откидывающимися спинками. Это удобно во время рыбалки, потому что пассажиры могут быстро разворачиваться и управлять снастями. Очищать винт от водорослей сложно из-за того, что кормовой воздушный отсек имеет недостаточный объем, корма проседает при попытке дотянуться до лопастей.
Способы модернизации ярославки своими руками
Если приложить немного усилий и терпения, то исправить заводские недоработки можно и в домашних условиях. Рассмотрим основные из них.
Устраняем отгиб донной части лодки
Последовательность этапов следующая:
- Расформируем борты по скулам, заклепочные швы на днище, стрингеры с килем. Делаем это по направлению от транца к второму шпангауту, что на корме.
- Выполняем обрезку нижнего края транца на 8 мм и 3 мм перегородки моторного блока.
- В такой же способ сокращаем кромки пластин на борту.
- Стрингеры нужно установить на новое днище, приклепать на место недостающей части транца.
- Конструкция собирается с помощью болтового крепления. Вплотную прижимаются листы обшивки.
- При этом следует осуществлять контроль над обводами днища металлической линейкой. Если такой не найдется, подойдет и рейка длиной 1,5 м.
- Гнезда под заклепку расширяются до 4,2 мм в диаметре. В них укладывается уплотнительная лента. Швы заделывается новыми заклепками.
- По размерам подгоняются профиль киля, скуловые угольники.
Крепеж поперечного редана
В качестве материала рекомендуется лист дюрали толщиной до 1,5 мм. С помощью деревянного молотка деталям придается вогнутая форма. Листы обрабатываются грунтовкой, красятся. Поддерживающие планки лучше сделать из дуба, акации или других твердых пород.
Важно обеспечить плотное прилегание редана к обшивке, в частности его носовой кромки. Крепится редан винтами из нержавейки либо оцинковки. Усиливают места крепежа эпоксидным клеем, предварительно смешав его с отвердителем
Усиливают места крепежа эпоксидным клеем, предварительно смешав его с отвердителем
Крепится редан винтами из нержавейки либо оцинковки. Усиливают места крепежа эпоксидным клеем, предварительно смешав его с отвердителем.
Транцевые плиты
Можно изготовить в дополнение к редану. Они позволят регулировать величину угла. Благодаря чему корректируется нагрузка между реданом и плитами и достигается оптимальный дифферент.
Скуловые отбойники
Станут защитой от брызг воды. Основой могут стать легкие сплавы металлов, из которых вырезается полоса. На корпусе монтируется дюралевым уголком. Крепятся на обоих бортах под углом 100 и в 2 м от фортштевня.
Основные данные мотолодки «МКМ» | |
Длина наибольшая, м | 4,10 |
Ширина наибольшая, м | 1,52 |
Высота борта на миделе, м | 0,57 |
Угол килеватости днища на транце | 2° |
Масса с оборудованием и снабжением, кг | 150 |
Грузоподъемность, кг | 400 |
Пассажировместимость, чел. | 4 |
Допустимая мощность ПМ, л. с. | 25 |
Скорость под мотором 25 л. с. с полной нагрузкой, км/ч | 32 |
Выпуск дюралевой мотолодки «МКМ»
, спроектированной Ярославским судостроительным заводом, был начат в 1968 г. на нескольких судостроительных заводах. Благодаря более высокой остойчивости, прочности корпуса и высоте надводного борта эта лодка должна была заменить мотолодку типа «Казанка», оказавшуюся недостаточно безопасной при установке подвесных моторов мощностью свыше 12 л. с. В то же время конструкция корпуса и оборудование лодки были выполнены аналогичными «Казанке» — единственному в то время эталону промышленной мотолодки из легких сплавов, выпускаемой в СССР. Прототипом для теоретического чертежа послужила мотолодка «МК-29», имеющая плоско-килеватые обводы днища с малой килеватостью и небольшим завалом бортов внутрь у транца.
Технические характеристики “МКМ”
- Длина, см: 410
- Ширина, см: 152
- Высота борта, см: 57
- Количество пассажиров, чел: 4
- Угол внешней килеватости днища у транца, град: 2.00
- Сухой вес, кг: 157
- Водоизмещение, л: 400
- Тип лодки: Гребные Моторные
- Страна происхождения: Россия (СССР)
- Встроенный двигатель: нет
- Материал корпуса: Металл
- Производитель: Ярославский судостроительный завод
- Рекомендуемая мощность подвесного мотора, л.с.: 15.
Эксплуатация рассматриваемого судна допускается при высоте волны не более 250 миллиметров, что существенно ограничивает места его использования. Оптимальным силовым агрегатом является мотор мощностью от 12 до 18 лошадиных сил. Большинство пользователей и специалистов сходятся во мнении, что размеры лодки МКМ в сочетании с низким мореходным показателем делают ее конструкцию крайне неудачной. Однако для стояночной рыбалки и прогулок на малые расстояния судно вполне пригодно.
Доработка и ремонт лодок “МКМ”
Характеристики плавательного средства можно улучшить самостоятельно несколькими способами. Чтобы устранить чрезмерный отгиб донной части, необходимо расформировать заклепочные швы, фиксирующие донную обшивку, борты по скулам, стрингеры с килем. Выполнять процедуру следует от транца до второго шпангоута кормы. Транцевый нижний край вкупе с отогнутым элементом обрезается на 8 миллиметров, а часть перегородки моторного блока – на 3 мм. По такому же принципу укорачиваются кромки бортовых пластин, взаимодействующих со скулой.
Стрингеры осаживаются заподлицо с новой плоскостью днища, приклепываются на место части транца. Комплект временно собирается на болты, к нему прижимаются листы обшивки с контролем обводов днища. Для этого подойдет полутораметровая рейка или металлическая линейка.
По всей площади на расстоянии 1,5 метра от транца измерительное устройство должно максимально плотно совмещаться с обшивкой. Далее подгоняют скуловые угольники и профиль киля. При этом заклепочные гнезда нужно расширить до диаметра 4,2 мм, уложить уплотнительную ленту и зафиксировать швы новыми заклепками.
Второй способ тюнинга лодки”МКМ”
Лодка МКМ, технические характеристики которой оставляют желать лучшего, может быть усовершенствована своими силами, посредством установки поперечного редана. Изготовить этот элемент можно из дюралевого или похожего листового сплава толщиной полтора миллиметра. После подготовки обеих частей детали, необходимо придать ей вогнутую форму, обстучав деревянным молотком.
Носовая кромка редана обрабатывается таким образом, чтобы обеспечивалось плотное прилегание к обшивке. Поддерживающие и соединяющие планки изготавливаются из твердых пород древесины или текстолита. Прежде чем проводить окончательный ремонт лодок МКМ, следует листы загрунтовать и покрасить. Крепеж берется в виде винтов из нержавейки или оцинкованного железа. Дополнительно места фиксации можно усилить при помощи эпоксидного клея.
Полезные советы
Лодка МКМ, отзывы о которой сложно назвать лестными, может быть модернизирована при помощи дополнительных транцевых плит с регулируемым углом атаки (дополнительно к редану)
Лодка МКМ, отзывы о которой сложно назвать лестными, может быть модернизирована при помощи дополнительных транцевых плит с регулируемым углом атаки (дополнительно к редану). За счет регулировки величины угла, появится возможность корректировать нагрузку между плитами и реданом. Это позволит достичь оптимального дифферента в зависимости от нагрузки и климатических условий.
Полезным дополнением к рассматриваемому судну станут скуловые отбойники против брызг. Они крепятся на бортах в двух метрах от форштевня. Соорудить детали можно из легкосплавной полосы, смонтированной на корпусе посредством дюралевого угольника либо частей, нарезанных из него. Для более эффективного отражения брызг поверхность отбойников должна смотреть вниз под углом 10 градусов.
Моторная лодка «МКМ»
Выпуск дюралевой мотолодки «МКМ», спроектированной Ярославским судостроительным заводом, был начат в 1968 г. на нескольких судостроительных заводах. Благодаря более высокой остойчивости, прочности корпуса и высоте надводного борта эта лодка должна была заменить мотолодку типа «Казанка», оказавшуюся недостаточно безопасной при установке подвесных моторов мощностью свыше 12 л.с.
В то же время конструкция корпуса и оборудование лодки были выполнены аналогичными «Казанке» — единственному в то время эталону промышленной мотолодки из легких сплавов, выпускаемой в СССР. Прототипом для теоретического чертежа послужила мото- лодка «МК-29», имеющая плоско-килеватые обводы днища с малой килеватостью и небольшим завалом бортов внутрь у транца.
Корпус — клепаной конструкции из дюралюминия Д16АТ, детали набора — штампованные из алюминиево-магниевого сплава АМг5М и дюралюминиевых профилей. Толщина обшивки днища и палубы — 1 мм. Система набора — смешанная с шестью шпангоутами и продольными стрингерами по днищу. Форпик и моторный отсек отделены от кокпита водонепроницаемыми переборками.
На стоянке в моторный отсек может быть уложен подвесной мотор и отсек закрыт сверху металлическими крышками. Форпик объемом 168 л вместе с 90-литровым герметичным ящиком под кормовой банкой обеспечивает непотопляемость лодки.
Лодка оборудована тремя поперечными банками, ветровым стеклом, деревянными реечными сланями. Два носовых сиденья снабжены откидывающимися спинками. Под палубой в носу оборудован небольшой багажник с запираемой на замок крышкой в переборке.
Эксплуатация лодки допускается при высоте волны до 0,25 м и удалении от берега до 1000 м. При плавании на волнении лодка сильно забрызгивается вследствие малой килеватости днища, низкого расположения скулы в носовой части и отсутствия скуловых брызгоотбойников. Из-за имеющегося отгиба днища вниз у транца “МКМ” зарывается в волну и имеет тенденцию к опрокидыванию через скулу.
Для устранения этих недостатков консультантами журнала “Катера и Яхты” была рекомендована установка скуловых брызгоотбойников и поперечного редана. Завод предпринимал попытки организовать выпуск рубок для мотолодкм “МКМ”, однако дальше опытных образцов дело не пошло.
Лодка «МКМ» может быть рекомендована для выхода на рыбалку с моторами типа «Москва» и «Ветерок» и для прогулок с более мощными моторами.
В целом «МКМ» получилась неудачной. Её мореходные качества и безопасность эксплуатации ничуть не лучше, чем у “Казанки”. Кроме того, «МКМ» не обладает никакой “изюминкой”, т.е. какими-то положительными качествами, позволявшими бы в определённых условиях эксплуатации отдать предпочтение «МКМ» перед другими лодками.
Рабочие показатели
Производитель указывает на такие технические характеристики лодки мкм:
- Максимальная длина – 4,1 м.
- Максимальная ширина – 1,52 м.
- Высота борта на миделе – 0,57 м.
- Угол килеватости на транце – 70, на миделе –20.
- Допустимая мощность подвесного мотора – 25 л. с.
- Сухой вес – 157 кг.
- Грузоподъемность – 400 кг.
- Максимальное количество пассажиров – 4.
- Тип лодки – гребная, моторная.
- Встроенный мотор – нет.
- Технология соединения деталей – клепка.
- Материал – металл – дюралюминий.
Это клепаная дюралевая конструкция из сплава марки Д16ФТ. Часть деталей – алюминиевая смесь с добавлением магния АМг5М. Используются в комплектации и дюралюминиевые профиля.
Весомый недостаток судна – низко установленные скулы, из-за которых все брызги воды летят внутрь лодки и на пассажиров. Бывалые рыбаки решили проблему, придумав вмонтировать возле бортов заборники-брызгоотражатели.
Форма днища – плоская, килеватая. Толщина обшивки палубы, днища – 1 мм. Объем форпика – 168 л. Под кормовой банкой находится 90 л полностью герметичный ящик. Он и форпик – гарантия непотопляемости судна.
Блоки плавучести установлены под кормовым диваном, форпиком. Моторный отсек отделяется от кокпита непромокаемыми переборниками. Смешанная система набора – 6 шпангоутов, по днищу проходят стрингеры продольной формы.
Отсек закрывается металлическими крышками. Свободное место в нем можно использовать для укладки подвесного мотора. Кормовые борта сходятся кверху.
Ярославская лодка имеет и важное преимущество – повышенная устойчивость судна в неподвижном состоянии, что делает ее удобной для эксплуатации
9 Wyatboat-470 П
Перед нами самый компактный катер средней вместимости. Это именно катер, так как номинально он позволяет устанавливать двигатель мощностью до 60 лошадиных сил, что для такого малыша очень и очень много. Документально лодка принимает на борт до пяти человек, при этом максимальная ее грузоподъемность всего 400 килограмм. Правда, как пишут в отзывах пользователи данной модели, пять человек – это слегка завышенная характеристика, так как о комфортном размещении при такой загрузке можно забыть.
В принципе, это лодка для рыбалки вдвоем, максимум втроем. Зато у нее очень большой багажный отсек, который позволит разместить все необходимое оборудование для рыбалки. Также следует отметить, что модель часто попадает в различные ТОПы благодаря своему качеству и легкости. Несмотря на внушительную переднюю часть, весит она всего 300 килограмм. Это стало возможным благодаря совмещению металла и пластика. Днище и корпус здесь алюминиевые, а верхняя часть и надстройка изготовлены из прочного пластика.